Национальный праздник Ысыах, для народа Саха, является праздником встречи нового года, обновления и перерождения Природы. Согласно верованию якутов, в этот день, с неба спускаются небесные божества.
Алгысчиты устраивают обряд поклонения божествам Айыы и духам природы.
На Ысыахе особое внимание уделяется народным спортивным играм, которые символизируют борьбу между зимой и летом,
старым и новым.
В якутском эпосе Олонхо повествуется о подвигах мифических небожителей и реальных исторических персонажей, которые вступают в сражение с силами нижнего мира. Боотуры (богатыри) сражаются со злыми духами – абаасы – используя приемы якутской национальной борьбы хапсагай, поражают их из лука.
Так, на празднике встречи лета – ысыах — непременным атрибутом были состязания в борьбе хапсагай, беге, прыжках и перетягивании палки.
С 1990 года, на главном летнем празднестве республики — «Ысыахе Туймаады» — начали проводиться состязания самых сильных, ловких и быстрых атлетов Якутии, который впоследствии получил название
«Игры Дыгына».
Сборник исторических преданий якутов, собранных в 1921-1926 гг. якутским ученым Г. В. Ксенофонтовым и переведенных им на русский язык. Включены предания и рассказы о легендарных прародителях якутов, о происхождении отдельных родов и улусов
Научно-популярный сборник о национальном празднике «ысыах», состоящий из повествования об истории его возникновения, описание обрядово-ритуальной церемонии праздника. В книге вы найдете описания и правила национальных спортивных игр и рецепты блюд якутской кухни.
Ысыах — концентрированное проявление культуры якутского этноса. В нем отражаются не только нравственно-этические нормы народа, но и его песенно-танцевальная, изобразительно-прикладная, физическая культура, его традиции и обычаи.
В книге предпринята попытка выявления древнего комплекса обрядов, носивших название «Ысыах». Особое внимание уделяется символике праздника, семантике и функциям его вещественных атрибутов
Предводитель народа Саха Дыгын проводил Ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа. Ежегодно на городском празднике Ысыах Туймаады проводятся состязания боотуров — Игры Дыгына. Они являются одним из главных мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание называться победителем Игр Дыгына, чьи имена с уважением передаются из уст в уста, а спортсмены почитаются как национальные герои.
Научно-популярное повествование о легендарном правителе якутов Тыгын (конец XVI в. — 1631 г.). Та суровая пора выдвинула могучих дарханов и отважных боотуров. Их подвиги воспевали сказители в многочисленных преданиях и легендах. И не было ни одного сказания «века кыргыс», где бы не говорилось о жизни и деяниях хангаласского воителя Тыгына Дархана.
Сказки и рассказы о сильнейших людях якутской земли . О легендарных богатырях Манчары, Чорбоҕор Баатыр и Майаҕатта Бэрт Хара.
Считается, что на первом ысыахе Дыгына неоспоримую победу одержал богатырь из Борогонского рода Майаҕатта Бэрт Хара. Легенды рассказывают, что Бэрт Хара обладал неимоверной силой, быстротой и поразительной меткостью.
Впервые «Игры Дыгына» в Якутске были проведены в 1990 году, но до 1995 года официального названия у них не имелось, при этом есть предположение, что тогда игры называли «Үрүҥ Уолан». С 1995 по 1998 год Игры проводились на территории Якутского ипподрома, а с 1998 года – в местности «Үс Хатыҥ» в пригороде столицы.
Литературы об «Играх Дыгына» немного. В 2018 году была выпущена одноименная книга журналиста Родиона Кривогорницына, которая включает в себя историю проведения и развития игр и содержит обилие иллюстративных материалов.
В «Играх Дыгына» нередки многократные победы одного и того же участника, причем чаще всего – подряд. Так, Иннокентий Макаров трижды подряд становился победителем «Игр Дыгына», Иван Белолюбский является семикратным победителям (что является абсолютным рекордом и какое-то время все были уверены, что он непобедим), Николай Дьяконов – пятикратный (подряд), Егор Филиппов – четырехкратный обладатель главного приза «Игр Дыгына» (подряд).
В программу многоборья включены семь дисциплин: национальные прыжки «Yс төгүл үс» , мас-рестлинг «Мас тардыһыы», якутская вертушка «Тутум эргиир» , якутская национальная стрельба из лука, борьба хапсагай, бег за девушкой, поднятие и переноска камня.
В книге приведены правила проведения самого популярного вида спорта — перетягивание палки (Мас-рестлинг).
Мас-рестлинг, простой на первый взгляд вид спорта, уникален. Это единственный бесконтактный вид единоборства — спортсмены борются «через палку», не касаясь друг друга, не наносят удары и не выполняют бросков.
В книге излагается история и современное состояние народных видов физических упражнений, игр и возникших на их основе национальных видов спорта Республики Саха (Якутия).
Очерки о именитых спортсменах Якутии, ставших при жизни настоящими легендами, с успехом выступавших на различных турнирах и чемпионатах России, СССР, Европы и мира, защищавших честь страны на Олимпийских Играх.
В книге рассказывается о становлении и развитии исконно якутского спорта — мас-реслинг. О руководителях республики, начавших популяризацию этого вида спорта, и о ветеранах мас-реслинга.
В книге первого президента Республики Саха (Якутия) излагается ценность здорового
образа жизни. Убеждение в том, что
северный стиль жизни — стиль традиционно спортивный.