Специализированная детско-юношеская библиотека-филиал №2 «Школьный мир»

Николай Лесков начинал карьеру как казенный служащий, а свои первые произведения — публицистические статьи для журналов — написал лишь в 28 лет. Он создавал повести и пьесы, романы и сказы — произведения в особом художественном стиле, основоположниками которого сегодня считаются Николай Лесков и Николай Гоголь.

краткая биография

Жизнь и трагическая судьба писателя

                               Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.
Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

На фотографии: Дом-музей Н.С. Лескова. г.Орел, Орловская область.

Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны.

Писатель-антинигилист

В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо. Он писал статьи и заметки для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», журналов «Современная медицина» и «Экономический указатель». Своей первой литературной работой сам Лесков называл «Очерки винокуренной промышленности», напечатанные в «Отечественных записках».

В 1863 году Николай Лесков написал свои первые повести — «Житие одной бабы» и «Овцебык». В то же время в журнале «Библиотека для чтения» вышел его роман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе — ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды.
Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».

Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» — к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому«Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет». Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».


Последние годы жизни

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя — в Петербурге от приступа астмы. Его похоронили на Волковском кладбище.

«Больше, чем любовь. Николай Лесков»

Программы цикла «Больше, чем любовь» – это истории великой любви, запечатлённые в письмах и документах, стихах и картинах, звуках и знаках. Такие романы становилась не меньшими событиями культуры, чем сами произведения литературы, музыки или живописи.

ссылки на статьи

Литературное сообщество про
Николая Семеновича Лескова

"Лесков проповедовал одно, делал другое и в итоге остался один"

Серия «Жизнь замечательных людей» наконец закрывает давнюю лакуну: выходит биография Николая Лескова, написанная Майей Кучерской. Варвара Бабицкая поговорила с Кучерской о том, почему Лескову не досталось венца классика, равновеликого Достоевскому и Тургеневу, как прижизненная репутация писателя окрасила его посмертное восприятие и почему в его жизни и текстах столько противоречий — которыми он и интересен.
9F6B2035-5353-414D-A716-CD4A386AAD75

"Русское купечество в изображении Н. С. Лескова"

Рассмотрено творчество великого русского писателя Н.С. Лескова, его связь с общественной и художественной жизнью России второй половины XIX в., его отношение к русскому купечеству. Делается попытка выявить причины негативного отношения писателя к новым явлениям социально-экономической жизни страны и той роли, которую играли в ней купцы. Авторы приходят к выводу, что в произведениях Лескова наблюдается все возрастающий интерес к предпринимательству купцов, которые стали новыми хозяевами российской жизни.

"Монастырь в квартире"

Статья Н.С. Лескова. Вступительная статья, атрибуция 
А. Новиковой.
Обнаруженная нами в «Церковно-общественном вестнике» (1878, N 38, 29 марта, с. 4) бесподписная статья «Монастырь в квартире», без сомнения, принадлежит Лескову. Обоснованием авторской принадлежности текста служат прежде всего фактические доказательства, раскрытие идейно-образного содержания произведения, а также анализ особенностей языка и стиля как важных средств атрибуции.
church-window-1016443_1920

доступны в электронной библиотеке Литрес

Книги Н.С. Лескова

На краю света. Аудиоспектакль.

Рассказ «На краю света» повествует о поездке новоназначенного епископа по «отдаленной сибирской епархии», где русский миссионер знакомится с многотрудной жизнью инородцев, принявших крещение. 

Слушать онлайн

«Старый гений»

В настоящее издание вошли все самые известные, за исключением «Левши», ставшие хрестоматийными произведения русского писателя Николая Лескова. В исполнении Дмитрия Быкова звучат его повести и рассказы: «Старый гений», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Железная воля», «Человек на часах».

Слушать онлайн

«Повести и рассказы»

Юмор и анекдотичность соседствуют в произведениях Лескова с горьким взглядом на русскую действительность.

Слушать онлайн

наши контакты

Выставку подготовила: Фасхутдинова А.А., библиотекарь сектора по работе с молодежью