ПОЧЕМУ Я ЛУЧШЕ ВСЕХ?

Сын революционера и потомственной дворянки, Даниил Ювачев рано увлекся авангардным искусством и поэзией футуризма. В 1920-х он взял себе псевдоним Хармс и стал членом литературных групп «Левый фланг» и «Академия левых классиков», которые отказывались от норм русского языка и много экспериментировали с текстами. 

Поэт стал известен как участник группы ОБЭРИУ, автор стихотворений и рассказов для детей.

«Вчера папа сказал мне, что пока я буду Хармс, меня будут преследовать нужды»

Поэзия Даниила Хармса очень сложная, странная и можно даже сказать, неудобоваримая, если ее рассматривать со стороны здравого смысла. Но если попытаться выйти за пределы здравых рассуждений, и суметь понять игру звуков, собранных в определенном ритме, то в них окажется больше смысла, чем в традиционной рифме. Его стихи – это что-то неуловимое и невыразимое, с точки зрения языка разума, они, как сказочный мир волшебства и магии, со своими заговорами, считалочками и скороговорками.

Даниил Ювачев

ДЕТСТВО

Родился в Санкт-Петербурге 30 декабря 1905 года. Его отец – народоволец Иван Ювачев, в свое время был приговорен к смертной казни, которую потом заменили на пожизненное заключение. Наказание отбывал на острове Сахалин, где и познакомился с писателем Чеховым. 

Известный прозаик в 1893 году написал «Рассказ неизвестного человека», так вот прообразом главного героя повествования был именно Ювачев. Годы ссылки сыграли свою роль в биографии Ивана, он пересмотрел свои взгляды и мироощущения, и после долгих лет лишений, сумел вернуться в город на Неве в 1899-м. 

Его приняли на службу в инспекцию Управления сберегательными кассами, потом он перешел на работу в редакцию и «ударился» в литературную деятельность.

Среди друзей Ювачева оказался не только Чехов, он поддерживал дружескую переписку со Львом Толстым и Максимилианом Волошиным. В этот период он встретил свою судьбу – Надежду Колюбакину, дворянку из Саратова. Она опекалась приютом для женщин, вышедших из тюрьмы. Надежда была тихой и спокойной, дарила своим детям любовь и ласку, а вот Иван строго воспитывал отпрысков, требовал примерного поведения и послушания во всем. 

 

В семье подрастал сын Даниил и дочка Елизавета. Кроме них родились еще двое детей, но они умерли в младенчестве.

Даниила отдали на обучение в привилегированную немецкую школу «Die Realschule», принадлежавшую «Петришуле», первому учебному заведению Санкт-Петербурга, основанному еще в 1702 году. Пристрастие отца к литературе повлияло на формирование вкусов сына. Мальчик увлекся изучением иностранных языков – немецкого и английского, зачитывался научной литературой.

Даниил Хармс. Автопортрет. Середина 1930-х годов

ТВОРЧЕСТВО

Любовь к литературе у Даниила проявилась с детских лет, поэтому после отчисления их техникума он решил попробовать себя в литературном творчестве. Первый опыт сочинительства у него состоялся  много лет назад, когда в школе он сочинил интересную сказку для своей младшей сестры Наталии. Девочка умерла в четырехлетнем возрасте, и эта смерть сильно потрясла будущего литератора.

Почему-то больший интерес в молодом даровании вызывала не проза, а стихотворная рифма, и Даниил решил, что посвятит свою жизнь сочинению стихов. Однако первая проба пера оказалась бессвязным набором мыслей. Так, во всяком случае, казалось его отцу, приверженцу русской классики, которую олицетворяли Михаил Лермонтов и Лев Толстой. Отец стал первым серьезным критиком сына.

Творческая биография Даниила стартовала в 1924 году. Он не только писал собственные стихотворения, но и выступал на публике в качестве чтеца чужих произведений. В 1926-м Хармса приняли во Всесоюзный союз поэтов, но спустя три года исключили, так как он все это время не платил членские взносы. Идейными вдохновителями талантливого поэта становятся Казимир Малевич и Велимир Хлебников.

В 1927-м году Хармс принялся за создание нового литературного сообщества, которое получило название «ОБЭРИУ» — Объединение реального искусства.

По примеру Маяковского и других футуристов, призывавших в свое время отказаться от творчества Пушкина и Достоевского, Хармс и его коллеги пренебрегали консервативными формами искусства, пропагандируя собственные способы изображения окружающей действительности, иногда просто граничащие с абсурдом.

Обэриу было, по-видимому, единственной в СССР конца 1920-х – начала 1930-х группой, объединявшей авторов поставангарда (о поставангарде в русской литературе см.: Д.С.Московская 1993). Обэриуты использовали приёмы и отдельные элементы эстетики европейского (в частности, русского) литературно-художественного авангарда, но отказались от свойственных авангарду утопических надежд на преобразование общества (А.Кобринский, 2004): они полагали, что искусство может преобразовать не общество, а только индивидуальное сознание. 

СИНТЕЗ ИСКУССТВ:

  1. Путеводитель по ОБЭРИУ

«Кто такие обэриуты и за что их любят: их стихи, выходки и вклад в литературу…»

  1. Хармс-рисовальщик

    «Талант Хармса—рисовальщика проявлялся в разных ипостасях. Он разнообразно графически оформлял заголовки произведений. Это можно видеть в авторском сборнике «Случаи» — собрании многочисленных стихотворных и прозаических сочинений Хармса…»

  2. Русский авангард

«Как Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин, Ларионов и «бубновые валеты» создали радикально новое искусство XX века…»

Эстер Русакова
Даниил Хармс и Марина Малич

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Первый раз Хармс серьезно влюбился в девушку по имени Эстер Русакова. Он посвящал ей многочисленные стихи, но эти отношения нельзя назвать идеальными. Даниил часто заводил романы на стороне, Эстер мучили приступы ревности. Эти страсти подробно описаны в дневниках самого Хармса. Супруги официально развелись в 1932 году.

«Я любил ее семь лет. Она была для меня не только женщиной, которую я люблю, но еще и чем-то другим, что входило во все мои мысли и дела. Я разговаривал с Эстер не по-русски, и ее имя писал латинскими буквами: ESTHER» (из письма Д. Хармса, написанного в 1931 г. Раисе Поляковой).

В 1934 году в личной жизни поэта появилась Марина Малич, он предложил любимой расписаться. Девушка сразу согласилась. Семейная жизнь протекала на удивление спокойно и гармонично, но закончилась спустя семь лет. В 1941 году Хармса арестовали. Детей у поэта не было ни в одном из браков.

Портрет Даниила Хармса работы Алисы Порет. 1939

СМЕРТЬ

Даниила Ювачева арестовали второй раз буквально в первые месяцы после начала войны – в августе 1941-го. Поэт оказался распространителем упаднических настроений, которые выражались в том, что он не верил в победу Красной армии в этой войне. Исследователи пришли к выводу, что эти слова точь-в-точь переписаны с доноса, который кто-то «настрочил» на талантливого литератора.


По законам военного времени за это преступление приговаривали к смертной казни. Чтобы избежать такого сурового наказания, Даниил изобразил душевную болезнь. Его не расстреляли, а определили на лечение в одной из психиатрических клиник. Однако жить ему оставалось совсем немного.


Даниил Хармс скончался в этой лечебнице 2 февраля 1942 года. Только спустя восемнадцать лет его сестра Елизавета сумела добиться справедливости, она подала прошение в Генеральную прокуратуру Советского Союза, и Даниила Хармса посмертно реабилитировали.

"ХАРМС"

Он сам считает себя гением, но издательства отказываются печатать его произведения. Он любит женщин, но те не всегда его понимают. Постоянное отсутствие денег и отстраненность от реальности.

Элегантный пижон Даниил Ювачев называет себя не менее эффектно – Хармс. Он завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. Хармс бросает вызов времени, смело кидается в пучину действительности, размытой и вполне условной, с той же долей противоречий, какой была исполнена его натура.

В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку.

Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?

Все фильмы размещенные на канале Watch — Русское кино  лицензированы у студии производителя, либо у дистрибуционной компании. 

Собрание сочинений.
Том 1. Полет в небеса

В первый том настоящего Собрания сочинений Даниила Хармса включены стихотворения, переводы и драматические произведения.

Составление, вступительная статья и примечания Валерия Сажина

Ранее настоящий том выходил под названием «Авиация превращений».

Собрание сочинений.
Том 2. Измерение вещей

Во второй том настоящего Собрания сочинений вошла проза Даниила Хармса.

Тексты публикуются в соответствии с авторской орфографией и пунктуацией.

Ранее настоящий том выходил под названием «Новая анатомия».

Собрание сочинений.
Том 3. Из дома вышел человек

В третий том Собрания сочинений включены детские стихи, проза и драматические произведения Даниила Хармса. 

Составление, вступительная статья и примечания Валерия Сажина.

Ранее настоящий том выходил под названием «Тигр на улице».

тут о серьезном:

Даниил Хармс. Опыт Патографического анализа

«Патография как часть клинической и социальной психиатрии, а также ее истории, является одновременно особым методическим приемом изучения выдающихся личностей, с исследованием болезни (или личностных аномалий) и оценкой деятельности (творчества в самом широком смысле слова) данного субъекта в конкретной социокультуральной ситуации.

В связи с этим представляется возможным обсудить некие отличительные черты творчества Даниила Хармса ( 1905 -1942 ) в свете его биографии (психопатологических особенностей и человеческой судьбы)…»

ИСТОЧНИКИ

Даниил Иванович Хармс. — Текст : электронный // Авторы : [Биограф-биографический портал]. — URL: https://biographe.ru/znamenitosti/daniil-harms/

(Дата обращения: 16.12.2021).

Наталья Гончарова «Ангелы, мечущие камни на город», 1911

Василий Кандинский «Зимний пейзаж», 1908

Василий Кандинский «Поперечная линия», 1923

Казимир Малевич «Спортсмены», 1930-1931

Алексей Моргунов «Портрет Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова», 1913

Эдвард Мунк «Крик», 1893

Любовь Попова «Artistic Architectonics», 1916

"Человек не один раз живет. Недоконченное закончится в следующей жизни. Так и любовь"
Даниил Хармс

НАШИ КОНТАКТЫ

Библиотека «Маяк»
677010, Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Маяковского, 81

эл.почта: mayak@cbsykt.ru
тел: +7 (4112) 35-04-62

ГРАФИК РАБОТЫ

Понедельник: с 14:00 до 19:00

Вторник-пятница: с 09:00 до 19:00

Суббота: с 10:00 до 18:00

Воскресенье: выходной

Последняя пятница месяца-санитарный день

Выставку подготовила: Фасхутдинова А.А., библиотекарь сектора по работе с молодежью