Авиаторы

Быковский Валерий Федорович –летчик – космонавт СССР № 5, дважды Герой Советского Союза. Быковский единственный, кто совершил 3 космических полета. Общая продолжительность трех полетов в космос, совершенных Валерием Быковским, составила 20 суток 17 часов 48 минут 21 секунда. Кроме того, он был единственным космонавтом, совершившим три экспедиции на кораблях «Восток» и «Восход». Валерий Федорович Быковский много раз пролетал над Якутией, видел с заоблачной выси голубую ленту нашей красавицы Лены. Летом 1965 г. летчик-космонавт подробно познакомился с нашей республикой, ее тружениками. Вместе со своей супругой Валентиной Михайловной был почетным гостем II республиканского фестиваля молодежи ЯАССР. Весьма обширной и напряженной была программа пребывания героя космоса в Якутии. Он присутствовал на празднике юности северного края, встречался с авиаторами и полиграфистами, учеными и строителями, пионерами и старейшими коммунистами. Прославленный пилот космического корабля «Восток -5» был участником национального праздника Ысыах в колхозе имени Ленина Мегино-Кангаласского района. Его именем названа улица в Гагаринском округе г. Якутска.

Байдуков Георгий Филиппович — советский летчик-испытатель, генерал-полковник авиации Герой Советского Союза.
20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Советский летчик-испытатель Георгий Байдуков стал известен благодаря легендарному беспересадочному перелету «Москва-Ванкувер», который он совершил в 1937 году 18-20 июня на самолете АНТ- 25 вместе с Валерием Чкаловым и Александром Беляковым. Протяженность воздушной трассы, проходившей через Северный полюс, составляла 9 тысяч километров.
Впоследствии Георгий Филиппович написал книгу «Чкалов» для серии «Жизнь замечательных людей». По количеству переизданий, а их было шесть, она стала лидером за всю историю этого цикла.
Мало кому известно, что именно благодаря Георгию Байдукову на бортах российских самолетов появились стюардессы.

Марина Раскова, первая летчица-штурман в СССР. Майор Военно-воздушных сил Красной армии. — одна из сотен тысяч героических женщин, чьи биографии покорежила Великая Отечественная война. Марина Раскова — известный штурман, более 6 тыс. км пролетевший через тайгу. Ее самолет совершил уникальную посадку на болота. Марина Раскова — это и легендарный майор, работавший в особом отделе НКВД. Она сформировала авиагруппу, состоявшую из 3-х женских авиаполков: истребительного (586-го), бомбардировочного (587-го) и ночного бомбардировочного (588-го). Отважных девушек из 588-го полка больше всего боялся противник. Он наделил их прозвищем «ночные ведьмы». За свою безграничную смелость и мужество Ночная Ведьма удостоилась звания Героя Советского Союза. Увидеть День Победы, однако, Марине Расковой не довелось. Так внезапно оборвалась ее жизнь…

Водопьянов Михаил Васильевич летчик полярной авиации, Герой Советского Союза.
Российский летчик. Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации. Участник спасения экипажа парохода «Челюскин». Участник арктических и высокоширотных экспедиций. Член Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза. Член Союза писателей России.
В жизни легендарного лётчика было две любви. Одна – это небо. Герой Советского Союза Михаил Водопьянов совершил за свою жизнь немало подвигов: первая в истории посадка на Северном полюсе, спасение «челюскинцев», ночные бомбёжки Берлина и много-многое другое. Вторая любовь генерал-майора авиации носила простое русское имя Мария. Это она ждала его из всех полётов и воспитывала семерых детей.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Валерий Ильич Кузьмин родился в селе Иннях Олекминского района Якутской АССР. В 1935 г. поступил в Ульяновскую объединенную школу инструкторов – летчиков Осоавиахима. Окончив ее, стал одним из первых летчиков- якутов. В предвоенные годы работал пилотом – инструктором Якутского республиканского аэроклуба, пилотом 234-го авиаотряда специального применения и Ленской авиагруппы полярной авиации. В годы войны В.И.Кузьмин участвовал в изыскании и обслуживании особо важной воздушной трассы для перегонки американских военных самолетов с Аляски в Красноярск и дальше на фронт. После войны, вернувшись в Якутию, работал командиром корабля, авиаотряда Управления полярной авиации ГВФ. С именем В.И.Кузьмина неразрывно связана разведка месторождений алмазов, обслуживание дрейфующих полярных станций, полеты по вновь открываемым трассам Якутии. Он непосредственно участвовал в освоении самолетов Ил-14, Ан- 12, Ан-24, Ан-26 в суровых условиях Севера. За свою 35-летнюю работу пилотом Валерий Ильич освоил 13 типов летательных аппаратов. В 1967 г. В.И.Кузьмин удостоен звания «Заслуженный пилот СССР», в числе 20 передовых авиаторов в 1973 г. удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трех созывов. Имя В.И Кузьмина носит школа в г. Якутске, океанский теплоход, в 1993 г. Управлением воздушного транспорта республики Саха (Якутия) учреждена премия профсоюза авиаработников.

Александр Дмитриевич Калашников родился в 1949 г. Свою трудовую деятельность начал в 1965 г. в аэропорту Чульман авиамотористом, с 1968 г.- авиамехаником. После службы в Советской Армии продолжал работать в Чульмане, затем - в аэропорту Нерюнгри авиатехником, инженером, начальником смены. Заочно окончил Иркутское авиатехническое училище ГА (1976) и Киевский институт инженеров ГА (1983). В настоящее время – начальник ОТК АТБ ГУП «Аэропорт Нерюнгри». В числе первых специалистов авиапредприятия осваивал техобслуживание самолетов Ан -12, Ту – 154 и Ил – 76. Калашников награжден медалью «Ветеран труда», знаками «Отличник аэрофлота» и «Первостроитель города Нерюнгри». Присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии».

Влади́мир Миха́йлович Комаро́в — лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, инженер-полковник. Командир первого в мире экипажа из трёх человек. Дважды летал на первых кораблях нового типа: Восход-1 и Союз-1. В 1943 году окончил семилетку и поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, стремясь стать лётчиком. Спецшколу окончил в июле 1945 года, когда война уже закончилась. После окончания школы ВВС стал курсантом Соловской авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года — курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища лётчиков. В июле 1946 года был переведён в Батайское военное авиационное училище имени Анатолия Серова, после окончания которого в 1949 году начал службу военным лётчиком-истребителем в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северокавказского военного округа, базировавшемся в Грозном. Там он познакомился со школьной учительницей Валентиной, которая вскоре стала его женой. В 1959 году успешно окончил 1 факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и был распределён в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, где занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Именно здесь, в ГКНИИ ВВС, комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила Владимиру Комарову новую секретную испытательную работу, и в 1960 году он был зачислен в отряд космонавтов (самый первый набор, группа ВВС № 1). В апреле 1961 года общекосмическая подготовка была завершена, и Комаров начал подготовку к полёту на космических кораблях «Восток» и «Восход». Свой первый космический полёт Владимир Комаров совершил 12 октября — 13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход» вместе с космонавтами Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полёта составила одни сутки 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар. Основной задачей полёта было обеспечение приоритета СССР в полётах в космос экипажа из нескольких космонавтов. За успешное выполнение полёта Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручён орден Ленина и Медаль «Золотая Звезда». Вскоре ему присвоили квалификацию «Космонавт 3-го класса», а 23 января 1965 года его назначили инструктором-космонавтом в группу космонавтов, готовившихся по программам Министерства обороны. 23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью летных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем. В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте летчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля. 24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость. Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта, инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа. За героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полёта, награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно). Международный комитет по аэронавтике и космическим полётам отметил подвиг космонавта орденом «Роза ветров» с бриллиантами. Прах Владимира Комарова помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве 26 апреля. Но официальная могила — вторая. После того, как госкомиссия увезла в Москву останки, продолжавшие работать на месте специалисты нашли ещё несколько фрагментов тела. Не связываясь с официальными инстанциями, они на следующий день после трагедии, то есть накануне официальных похорон, захоронили найденные фрагменты прямо на месте гибели Комарова в степи под Орском. В 2006 году снят фильм «Космос. Первая кровь», основанный на документальных фактах об этом космическом полёте. Авторы фильма провели собственное расследование катастрофы. Впервые в фильме прозвучит полная звукозапись переговоров Владимира Комарова с Землёй перед трагическим спуском. Ранее эту запись слышали лишь несколько специалистов

К.Э. Циолковский (1857 – 1935) Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский - российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Один из пионеров космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам. Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

А. Ф.Можайский (1825 – 1890) Алекса́ндр Фёдорович Можайский— российский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации. Александр Можайский родился 9 (21) марта 1825 в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы. После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта. С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей. В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел». 8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на нем в Балтийском море до 1863 года. В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское). В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г. Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики. В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект. В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Капитан 1-го ранга Можайский 1-й, с увольнением от службы, по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсионом по положению. Главный начальник флота и Морского ведомства. Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала. 20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.