"ЫҺЫАҔЫМ САРГЫЛААХ ТАҤАҺА"

В современном обществе редко можно встретить человека в национальном костюме, однако, несмотря на это традиционная одежда каждого народа и этнических групп по-прежнему остается частью материальной культуры. И является при этом ярким воплощением исторически сложившихся религиозных верований, духовных ценностей, климатических особенностей, хозяйственного уклада. По трансформации одежды можно проследить эволюционное развитие разных цивилизаций. Яркий тому пример — якутская национальная одежда.

Традиционный костюм якутов в известном на сегодня виде сложился на основе образцов, датированных концом XVII – началом ХХ вв. Сосредоточив многовековые национальные традиции шитья, металлообработки и выделки шкур, он у якутов содержит ключевые коды культуры, отражая мировоззрение, эстетику и характер народа, то есть все, во что он верил, что считает красивым, что заявляет о себе в первую очередь. Костюм во многом определяет стиль и манеру поведения владельца. 

С возрождением национального праздника ыһыах в 1990-х годах возникла необходимость в традиционной национальной одежде якутов, потому почти все народные мастерицы увлеклись реконструкцией шитья комплектов традиционной одежды XVIII – XIX веков. Одновременно функции современного народного костюма якутов приобретают модифицированный, исключительно праздничный характер. Народный костюм, возрожденный в 1990-х годах, сегодня существует в трех направлениях: 1. Традиционная одежда саха, предназначенная для обрядовых и праздничных случаев. 2. Второе направление связано с моделированием современной национальной одежды с использованием новых технологий. 3. Формируется в профессиональной сценической среде. Оно возникает не на бытовой основе, а путем развития локальных традиций.

Своей яркой самобытностью поражают модели известного дизайнера-модельера Августины Филипповой. Она как модельер проводит интересную творческую работу по стилизации и трансформации традиционных образцов, сохраняя в то же время характерные черты якутского национального костюма. Таковы модели «Айыы Куо», «Чолбон, «Удаганка», «Чысхаан» и другие. Модели и образцы художника-модельера, якутского кутюрье, как традиционные, так и эксклюзивные, авангардные с национальным колоритом в стиле Art-Fashion, удивляют своей декоративной насыщенностью, изяществом и мастерством исполнения, вызывают искреннее восхижение. 

Список литературы:

  1. Мир саха : народное искусство = Саха эйгэтэ : норуот айымньыта = The World of the Sakha : Folk Art / [авт.-сост.: С. В. Никифорова, И. В. Покатилова ; пер. на якут. яз. Н. А. Ефремовой, на англ. Е. В. Захаровой]. — Якутск : Бичик, 2014. – 236 с.
  2. Понохова З. Д. Сахам талба таҥаһа / З. Д. Понохова ; [Александр Холмогоров, Егор Стручков, Айылҕаана Понохова, Валериан Стручков хаартыскалара]. — Дьокуускай : Бичик, 2016. – 47 с.
  3. Ысыах в благословенной долине Туймаада / [сост.В. И. Бочонина ; авт. текстов: Е. Н. Романова, У. А. Винокурова, А. С. Федоров и др. ; авт. вступ. ст.: А. С. Николаев, А. Н. Корякина]. — Якутск : Бичик, 2017. – 115 с.

© МБУ «Централизованная Библиотечная Система» ГО «город Якутск», 2021