Ысыах -
праздник белого изобилия

История «ЫСЫАХА ТУЙМААДЫ»

В старину Ысыах проводили по месту проживания «түөлбэ», со временем праздник стал приобретать смысл как культурно-массовое мероприятие, а в столице почти перестал проводиться.

В улусах на празднике встречи лета больше внимания уделяли круговому танцу осуохай, конкурсам сказителей-олонхосутов, тойуксутов, запевал осуохая, национальным видам спорта, состязаниям по хапсагаю, обряду кумысoпития. Поэтому надо сказать, что праздник совсем не исчезал из нашей жизни благодаря тому, что он проводился в улусах.

В 90-х годах, в целом стране и у нас в республике, произошли значительные изменения в политической и духовной жизни общества.

Ысыах — это, прежде всего, поклонение верхним божествам Айыы, духам природы иччи, единение человека с природой. Все эти древние постулаты получили свое теоретическое воплощение в работе Республиканского Дома народного творчества. В.Ф. Яковлев, специалист по фольклору РДНТ, долгое время проработавший в Краеведческом музее им. Ем. Ярославского, в эти годы начал разработку программы «Ысыах — якутский национальный праздник». Научным консультантом программы выступил известный ученый, доктор исторических наук А.И. Гоголев. На основании исторических и этнографических данных, изложенных в данной программе, было найдено место Ус Хатын, где по преданиям прародитель народа саха Эллэй Боотур созвал свой первый Ысыах. Был создан Общественный совет, в который вошли А.И. Гоголев, В.В. Илларионов, К.Д. Уткин, У.А. Винокурова, Р.И. Бравина, А.С. Федоров, Г.Г. Федорова. Началась основательная работа по воссозданию обрядовой части Ысыаха. Разработанная программа была представлена начальнику управления культуры А.Н. Корякиной. Далее программа была одобрена мэром города Якутска И.Ф. Михальчуком. Илья Филиппович издал распоряжение о проведении в местности Ус Хатын Ысыаха Туймаады. В мэрии города был создан организационный комитет. Постоянно проводились обсуждения, конференции, семинары.

В 1998 году в местности Ус Хатын впервые был проведен Ысыах Туймаады.

Ыһыахха дойду иччитин алҕааһын

  • Сэттэ сикситтээх
    Сир ийэ иччитэ,
    Ситимэхтээх сэһэннээх,
    Сирэдэһиннээх тыллаах
    Айбыт Айыыһыппыт,
    Иэйбит Иэйиэхсиппит,
    Сир ийэ иччитэ!
    Аспыт үрдүгэр,
    Айылгыбыт бастыҥар
    Ахтан-санаан
    Аһатан эрэбит,
    Аал уотунан
    Айахтаан аһатабыт.
    Көмүрүө чоҕунан остуоллаан,
    Күөх уотунан күөмэйдээн
    Күндүлүүбүт.
    Уруй, уруй, уруй!
    Айхал!
    Кэччэрийбэт кэскилбитин
    Тэрийэргэр,
    Уларыйбат уйгубутун
    Олохтуургар
    Уруй, уруй, уруй!
    Ыраах да буолларгын чугаһаа,
    Суох да буолларгын баар буол!
  •  
  •                                             Н.С. Семенова, Амма оройуонун
                                                                 Чыамайыкы нэһилиэгэ
                                   Павлов 1945 с. бэс ыйын
                                                                         13 күнүгэр суруйбут
                                                     ССНК архыыба, 5 ф., 3 уоп., 782 дь.

"Ыһыах - дьол, уйгу туһулгэтэ"/"Ысыах - праздник белого изобилия"

Федоров А. С.
"Өбүгэ
сиэрэ-туома"

"Ысыах в благословенной долине
Туймаада"

Илларионов В. В.
"Олоҥхо
ыһыах оһуокай"

Иванов Ю.
"Оһуокай-мин таптыыр дьарыгым"

Сафонов Н. И.
"Көмүс
дьуруһун"

Пожалуй, ни одна из вещей в культуре не обладает таким многообразием значений и функций, как костюм. Костюм – это экран, на который проецируются все стороны материального, духовного, социального развития народа. Он непосредственно связан с образом человека, статусом, характером, настроением и поведением.
Традиционный костюм якутов в известном на сегодня виде сложился на основе образцов, датированных концом XVII – началом XX вв. Сосредоточив многовековые национальные традиции шитья, металлообработки и выделки шкур, он у якутов содержит Ключевые коды культуры, отражая мировоззрение, эстетику и характер народа, то есть все, во что он верит, что считает красивым, что заявляет о себе в первую очередь. Костюм во многом определяет стиль и манеру поведения владельца.

Понохова З. Д.
"Ыһыах таҥаһа"

Романова Е.
"Оҕо сахалыы таҥаһа"

Понохова З. Д.
"Сахам талба таҥаһа"

В день летнего солнцестояния саха встречает солнце, задабривает духов земли и огня подношениями и проводит ритуал кумысoпития.
Кумыс — это главный сакральный символ на празднестве Ысыах, это священный напиток и символ илгэ  белой благодати изобилия.

Саввин А. А.
"Пища якутов до развития земледелия"

Данилов Э. Ф.
"Кымыс, быырпах туһунан тэттик санаалар"

Уткин К. Д.
"Кымыс иһиитигэр туому тутуһуу"

В якутской мифологии белая пища и сам акт ее приготовления манифестируют рождение самой Вселенной и Человека.
Так, в мифах о первом ритуале Ысыах разворачиваются красочные сюжеты, связанные с Пищей и Культурой. Именно еда становится метафорой божественного (белая пища — пища богов). Божества Айыы дарят на Ысыахе новую кут (душу), воплощенную в ритуальной еде. Вот почему на Ысыахе центральную роль отводят ритуалу кумысoпития.

Тарбахов И. И.
"Өбүгэ алгыстаах аһа"

Кузьмина Е. Ф.
"Саха төрүт аһа-үөлэ"

"Якутские блюда и не
только..."

Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

Федоров А. С.
"Өбүгэлэрбит оонньуулара"

Федоров А.С.
"Саха төрүт оонньуулара"

Өбүгэлэрбит
оонньуулара

Ысыах Олонхо — одна из наиболее реальных и массовых мер по сохранению и популяризации (массовому ознакомлению) с олонхо. Поэтому необходимо всегда стремиться к чистоте и выдержанности основных ритуалов и действ Ысыаха Олонхо, пришедших к нам из древности. Опора на вековые, исконные традиции, соблюдение истинных ритуалов и действ ысыаха, преподнесение современному гостю и участнику ысыаха традиций народа в подлинном их содержании и значении, такими, какими они известны нам из исконных источников — нашего фольклора и нашего олонхо — вот основная цель и главное содержание Ысыаха Олонхо. Потому он и называется Ысыахом Олонхо, а не праздником, посвященным олонхо. Мы воспитываем у себя культуру подлинного восприятия Олонхо, мы несем миру не суррогатную, не развлекательную, а подлинную древнюю культуру нашего народа, культуру, олицетворяющую мудрость, устойчивость и огромную тягу к жизни ее носителя.

А. Н. Жирков, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн РС(Я),  Председатель Национального организационного комитета РС(Я) по подготовке и проведению Десятилетия Олонхо

"Олоҥхо
ыһыах"

"Олоҥхо
ыһыаҕа"

"Олоҥхо ыһыаҕа: төрүт үгэс уонна сомоҕолуур күүс"

Якутский “Ысыах” как обрядовый и народный праздник прошел долгий путь своего развития. Начавшись с эпических времен, видоизменяясь и трансформируясь, дошел до сегодняшних дней в живом бытовании. Несмотря на долгий, трудный путь исторического существования, на многократные инокультурные влияния якутский праздник “Ысыах” сохранил ритуально-обрядовую форму.

Список литературы:

  1. Ысыах в благословенной долине Туймаада /сост. В.И. Бочонина ; авт. текстов: Е.Н. Романова, У.А. Винокурова, А.С. Федоров и др.]. – Якутск : Бичик, 2017. – 120 с.
  2. Мир саха: народное искусство = Саха эйгэтэ: норуот айымньыта в The World of the Sakha: Folk Art / [авт-сост. С.В. Никифорова, И.В. Покатилова: пер. на якут. яз. Н.А. Ефремова ; пер. на англ. яз. Е.В. Захарова]. Якутск : Бичик, 2014. — 240 с.

Наш адрес:

ЦГБ имени В. Г. Белинского
677000, Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Федора Попова, 18.
тел: +7 (4112) 21-58-35

Подготовили:
Александра Потапова, ведущий библиотекарь