Ысыах - великий культовый обряд

 

Ысыах во все времена был и остается для якутян самым важным, почитаемым и любимым национальным праздником, временем сплочения народов, единения с природой, духовного роста каждого пришедшего на это торжество.

Представляем вашему вниманию виртуальную выставку, посвященную якутскому национальному празднику Ысыах.

 

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. 

Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.

 

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.
Сэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.

 

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Романова Е. Н. Ыһыах - дьол, уйгу түһүлгэ

Ыһыах Үөһээ Үрдүк Айыылартан алгыс ылар, куту-сүрү бөҕөргөтөр, арчылыыр, сырдык санааны иҥэрэр, дьолу-соргуну, уйгуну-быйаҥы тардар, бар дьону сомоҕолуур ытык тэрээһин быһыытынан биллэр. Бу таһаарыы өбүгэ саҕаттан ыһыах сиэригэр-туомугар олоҕурбут үгэстэр тутуһуллалларыгар көмөлөһүө.

Г. Н. Иванова-Айтыына Өбүгэ үгэһин утумнаа

Кинигэҕэ ааҕааччыны өбүгэбит олоҕун-дьаһаҕын, үтүө үгэстэрин, сиэрдэрин-туомнарын билиһиннэрэр аналлаах. Оҕону норуот бэйэтин ураты тыыныгар биһиктээн иитиигэ күүс-көмө, тирэх буоларга туһуланар.

Федоров И. Г. Өбүгэбит олоҕо-дьаһаҕа - ойуулаах тылдьбыт

Ойуулаах тылдьыт саха норуотун төрүт үгэһин билэргэ көмөлөөх буолуоҕа. Биирдиилээн салааларга с ахалар олохторун-дьаһахтарын, айылҕаны, көтөрү-сүүрэри, үүнээйини быһаарар төрүт уус сахалыы тыллар киирдилэр

Богатырева Л. Е. Кыл-сиэл оҥоһук кистэлэҥэ

Бэтэрээн учуутал Л. Е. Богатырева «Өбүгэлэр үгэстэрэ» куруһуокка сахалар кыл-сиэл оҥоһуктарын ырытан, чинчийэн, үөрэтэн, ыччаты бу интириэһинэй дьарыкка утумнаахтык уһуйар. Кинигэҕэ киирбит ойууларга хатыы-өрүү ньымалара, көрүҥнэрэ, кистэлэҥнэрэ уус-ураннык уруһуйданан киллэриллибиттэрэ сиэлинэн-кылынан дьарыктанааччыларга улахан көмөлөөх буолуоҕа.

Иохельсон В. Якутский кумысный праздник и украшение кумысных сосоудов

Статья «Кумысный праздник якутов и декоративное оформление кумысных сосудов» была написана выдающимся исследователем культуры народов Севера Сибири Владимиром Иохельсоном и опубликована в 1906 году в Нью-Йорке в антропологическом сборнике, посвященном Францу Боасу. Позже эта статья с небольшими исправлениями и дополнениями вошла в монографию Иохельсона «Якуты», изданной в 1933 г. в Нью-Йорке Американским музеем естественной истории в серии «Ученые записки Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции».

Мир саха : народное искусство

Кинигэҕэ саамай уһук хоту олохтоох, тыйыс айылҕалаах сиргэ төрүт культууратын сатаан дьүөрэлээн айар-тутар саха норуотун айымньылаах үлэтэ көрдөрүллэр. Манна киирбит матырыйаал төрүт үгэскэ олоҕурбут классика холобурун быһыытынан биллэр.

Саха Өрөспүүбүлүкэтин музейдарын эриэккэс экспонаттара, былыргы хаартыскалар, уруүуйдар өбүгэлэрбит тустарынан бэрт элбэҕи кэпсиэхтэрэ.

Все книги, представлены  из фонда  нашей библиотеки,
спешите заказать их по телефону 21-75-77 или кнопкой 

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ

© МБУ «Централизованная Библиотечная Система» ГО «город Якутск», 2021