Время идёт, не стоит на месте, почти три столетия… меняются эпохи, поколения… Чтобы лучше представить, как жили наши предки, в каких условиях складывались их судьбы и формировались характеры, заглянем в далекую историю, в те времена, когда первопроходцы пришли на необжитую якутскую землю – для приумножения земель русских.
Немало славных страниц прославили своим трудом, общественным подвижничеством люди, которые жили и творили в разные годы в селе Марха, оставив свой след в его богатой истории. В свое время, о них почти ничего не было написано и, поэтому, имена известных в прошлом граждан оказались незаслуженно забытыми.
Скопцы были особой категорией ссыльных. В отличие от уголовных и политических ссыльных, они ссылались навечно, поэтому динамика их численности зависела от факторов смертности и прибытием новых лиц.
Скопцы, жившие в Мархе, вызывают интерес и в наши дни. Сегодня сохранились добротные строения, воздвигнутые по воле их хозяйственных натур. Из религиозных сектантов скопцы в Якутии были самыми многочисленными. Они занимались земледелием и отличались исключительным трудолюбием.
В 1850 – 1854 годы на основании императорского указа скопцов ссылали в Туруханский край. С 1860 года началась массовая ссылка скопцов, переселение скопцов из Туруханского края в Якутскую область, на поселение и на житье в Сибирь.
Непреодолимые лишения заставили их обратиться к сибирскому начальству с коллективным ходатайством о разрешении переселиться в Якутскую область, где была хоть какая — то возможность заняться земледелием. Многие скопцы отсидели различные сроки заключения в ссылке, в Туруханске и других местах, поэтому скопцы были мастера на все руки, привлекались разных повинностях: строители, земледельцы, скотоводы.
Генерал — губернатор Восточной Сибири граф Муравьев – Амурский обратился в министерство юстиции с предложением переселить Туруханских скопцов в Якутскую область за свой счет.
В 1830 году прибыла первая община скопцов, состоящая из 12 человек в Якутию, а затем прибыло 24 человека.
Религиозные ссыльные сектанты и поселенцы вели замкнутый образ жизни. Им приходилось нелегко: огромное расстояние, бездорожье, долгая холодная зима, короткое засушливое лето, оторванность от родных, от засиженных мест. Скопцов обычно селили целыми деревнями, по несколько сот домов, чтобы дать им возможность с размахом заниматься сельским хозяйством, но не всех скопом поселили в Мархе или Магане. Учитывая мнение окружных исправников, чиновников Якутского областного правления, духовного начальства, ссылаясь на случаи отрицательного поведения скопцов, предлагалось поселить их в отдаленные районы Якутии и определили ряд мест.
Предшественниками скопцов была секта хлыстов. Скопчество зародилось в 1770 году в Орловской области и начало распространяться на большой части азиатской России.
«Скопцы отличаются от хлыстов единственно физическим изуродованием тела, составляя с ними одну и ту же секту,» – отмечал исследователь П. Мельников — Печерский.
Основатель скопчества Кондратий Селиванов выходец из хлыстовских кругов, поддержки среди хлыстов не нашел и вынужден был уйти из корабля. Селиванов быстро нашел немало последователей. Он привлекал в свою секту новых членов, обещая им богатство. Когда умирает скопец, то его богатства переходили к остальным, можно было сразу стать богатым, так как не было у него наследников.
В секту принимали целыми семьями одновременно оскопляли и мужчин, и женщин, и детей. Эти семьи после посвящения не распадались, а образовывали хозяйственные ячейки, которые сами скопцы называли гнездами или общинами – «кораблями», во главе кормщик, все называли друг друга братьями, и сестрами.
Скопцам строго запрещалось селиться в городе, а местных жителей, которые в силу каких — либо обстоятельств могли иметь контакты со скопцами – поселенцами, предостерегали от близкого общения с ними, запретив при этом нанимать их в домашние работники, ночевать в их селениях.
Скопческое поселение Мархинское было самым большим и богатым среди подобных поселений Якутии. Нелюдимые, осторожные, они жили своим миром, не вмешивались в дела населения. Обычно скопцы жили по три – четыре и больше людей в одном доме. Каждый дом состоит, не меньше трех отдельных комнат. Братья и супруги, оскопившиеся после брака, живут вместе. Другие сходятся на правах товарищества, отдельно живут, едят, работают.
В Якутске скопцы облюбовали под огороды и картофельные поля местность Марху, что было связано с плодородием земли, близостью рынка сбыта продовольствия, наличием естественных водоемов. Со дня поселения ссыльные скопцы принялись за устройство своих хозяйств и обработку земли из-под леса для хлебопашества и огородничества и на больших пространствах сеяли различные зерновые: пшеницу, яровую рожь, ячмень, овес.
Таким образом, за несколько лет, места, заросшие лесом и кустарником, обратили в пашню.
Занимаясь земледелием, скопцы использовали труд наемных работников, создавая тем самым рабочие места и условия для заработка. Богатый скопец понимал необходимость энергии для усиленного труда, не впадал в мелкое скряжничество, кормил рабочих так, чтобы они выгодно трудились на него. Например, в сезон жатвы одни только Мархинские скопцы нанимали до 1500 работников местных жителей.
В Мархинском селении в летнее время порядок рабочего дня был таков: «Люди вставали 3:00 часа утра и после первой работы, т. е. часов в 5:00 пили чай с пшеничным калачом; при этом давалась и закуска, состоящая из рыбы или из вареной картошки. В 10:00 часов давался второй чай, опять с закуской и на этот раз с сахаром, по куску на человека. В 14:00 часов подавался обед: уха и каша гречневая или пшенная. В 17:00 часов следовал вечерний чай с калачом и с сахаром, но без закуски, а 20:00 часов – ужин. Таким образом, рабочий день продолжался 17 часов с четырьмя перерывами и чистого труда приходилось не менее 12 часов, но за то время все продукты всегда были вполне доброкачественны и хлеба давалось всякому в волю».
Годовая плата рабочим, на хозяйском содержании от 120 – 130 руб. За полевую работу с мая до покрова дня, от 70 – 100 руб. За жнитво с десятины от 12 – 16 руб. и дороже, но это не оправдывало тяжелый труд наемных работников.
В дореволюционной литературе писали: «Скопец смотрит на работника, как на живую машину и стремится без остатка использовать его рабочую силу».
В селениях скопцов, старообрядцев и других сектантов господствовало частная собственность на землю. При этом часть жителей селений была совсем лишена земли, вынуждена идти на заработки, батрачить у богатых скопцов.
С другой стороны, коренные жители знакомились с земледельческим трудом, которую применяли в своих хозяйствах. Скопцы первых местных земледельцев снабжали семенами зерновых, орудиями земледельческого труда, учили, как обрабатывать землю, когда и как засевать пашню семенами зерновых, как жать урожай и т. д.
Скопцы основали свое поселение, построив первые юрты – избушки с маленькими слюдяными окнами. По истечении времени, когда множилось богатство и благосостояние скопцов, юрты перерастали в добротные, рубленные из крупной лиственной породы дерева, красивые, высокие дома, тесовыми, четырехскатными крышами, углы строений рублены «в обло» с остатком или «в лапу». Застекленные веранды и палисадники, большие окна под резными ажурными наличниками или ставнями, две печки – русская и голландка, наглядно свидетельствовали о зажиточной жизни здешних поселенцев, они были хорошие мастера – зодчие.
В каждом доме сооружали обязательно большое подполье, где хранили запасы продуктов.
Внутри дома все чисто. Зал уставлен красивой мягкой мебелью, обитою суконной материей, вдоль стен расставлены легкие венские гнутые стулья, столы покрыты чистыми суровыми скатертями, между окнами трюмо, настенные часы и все стены увешаны разными картинками в рамках, на окнах стояло много цветов, особенно герани.
Бревна для строительства жилых домов подбирали очень тщательно. Целых три года они держали бревна в озерах, на четвертый год доставали и вывешивали на крюки. На пятый год бревна пропитывались бычьей или коровьей моче, чтоб бревна не гнили. Моча – это отличный антисептик, который защищает бревна от разрушительной плесени, что придает прочность, только после этого, строили дома без единого гвоздя. Дерево становилось твердым, как камень, при стройке дома, когда рубили пазы, от бревен шли искры.
Весь секрет долголетия скопческих домов в технологии строительства, поэтому построенные более века назад эти дома стоят еще крепкими, являясь примером правильного подхода к строительному делу. Именно скопцами впервые применен тип утепленного чернового пола для суровых климатических условий, выполненный в виде деревянных столбов, закапываемых в землю. То есть они начали применять свайный способ фундамента. Если бревно начинало «водить», то оно отбиралось, только на хозяйственные нужды.
Во всех дворах имелись амбары, просторные ледники, сараи, конюшни и другие постройки, некоторые крыши были покрыты из коры дерева, заборы – заплоты у многих были построены из карбасных досок и плах с отверстиями.
Мы часто спрашиваем с чего начинается Родина? Родина начинается с малой родины, а малая родина — с того небольшого поселка, города, дома в котором живешь, с улицы, по которой ходишь.
Большой интерес вызывает историческое прошлое малой родины. Любой из нас родом не только из детства, но и из какой — то местности, района, области, края. Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе всегда остается уголок, где теплится, не умирает любовь к тому единственному месту на земле, где он родился, где жили его предки.
…Не помнящий прошлого, не имеет будущего. Прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом и учит не повторять их в будущем…
«Народ гибнет не от войн, а исчезает, когда разрушается его память!» — Лев Гумилев.
В нашей памяти и в сердце всегда живет любовь к своей «малой Родине» — родному поселку. Исследование его истории в настоящее время является актуальной задачей, особенно в плане воспитании чувства патриотизма и гордости. Дает возможность познать прошлое и настоящее, узнать свои корни, чтобы знать, кто мы?
Многие жители поселка задаются вопросом: «Какова же история Мархи?» Легенды передавались из уст в уста, из поколения в поколение, в памяти которых живут разные семейные истории, традиции, обычаи.
Главная цель, которой мы хотим достичь — это сохранить память об истории создания Мархинского поселения.
Материал предоставила Альбина Ариносова, создатель книги о Мархе.