Новый год — самый долгожданный праздник среди детей. Подарки, сладости, украшения, салют, ёлка — всё это помогает ощутить волшебную атмосферу. А какое празднование без Деда Мороза? Предлагаем познакомиться с российскими братьями Деда Мороза: Кыш Бабаем из Республики Татарстан, Паккайне из Карелии, Соок Таадаком из Алтая и многими другими волшебниками!
Брат Дедушки Мороза поселился на Алтае. Зовут его Соок Таадак. Он очень похож на своего знаменитого брата, только шубу носит синюю (видимо, чтобы не перепутали с Дедом Морозом).
Саган Убгэн, что переводится, как Белый Старец, которого, к тому же, считают Хозяином Года. Саган Убгэн занимает одно из самых популярных мест в истории бурятского буддизма, в древних мифах его называют богом — супругом Земли. Саган Убгэн почитается, как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли, воды, владыкой гор. Считается, что с появлением Саган Убгэна приходят в каждый дом мир и благополучие. Старец является одним из главных персонажей праздника Сагаалган (Белый месяц) — Нового года монгологоворящих народов, этот праздник отмечается в начале весны, а также буддийского праздника Цам, торжественного религиозного служения, совершаемого ежегодно в преддверии Нового года.
Традиционно Белого Старца изображают стариком с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох, на вершине которого изображена голова макара — мифического водяного чудовища, сочетающего в себе черты дельфина и крокодила. Считается, что прикосновение к посоху Старца дарит долгую жизнь. С поздравлениями и подарками Старец приходит не сам, а в компании с эвенкийской Матушкой Зимой, которую зовут Тугэни Энёкэн.
Это очень молодой человек. Его отличительная черта — озорной характер. О существовании Паккайне специалистам стало известно совсем недавно, так что этот персонаж молод и в прямом, и в переносном смысле. Родился Паккайне по преданию 1 декабря, поэтому к новому году ещё не обзавёлся бородой и сединой. По этому преданию его родители возвращались с ярмарки домой в Олонец, и прямо в дороге у них родился малыш. Несмотря на холода, он благополучно добрался до дома, поэтому и назвали мальчика Паккайне, что означает «морозец». Рос малыш не по дням, а по часам. Очень быстро он превратился в весёлого молодого парня, завидного жениха. Отец ссудил Паккайне деньгами для открытия собственного дела. Торговля пошла у молодца бойко: он скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою олонецкую лавку привозил заморские сладости и другие диковинные товары. Молодой купец Паккайне много путешествовал. В каждом доме обязательно смотрелся он в зеркало, оставляя в нем своё отражение. Это отражение после отъезда Паккайне выбиралось из зеркала и к зиме возвращалось в Олонец. Для того чтобы определить истинного Паккайне, в городе устраивались всевозможные состязания. Настоящий Паакайне непременно в этих состязаниях участвовал, но 1 декабря неожиданно для всех превращался в младенца! И снова начинал расти, становился взрослым, а следующей зимой всё повторялось снова. Сейчас Паккайне живёт в просторном чуме, где встречает гостей, дарит детям новогодние подарки, а помогают ему в этом лесные тролли. А ещё 1 декабря он непременно едет в роддом, чтобы одарить и поздравить первого мальчика, рождённого в этот день.
Юшто Кугыза переводится, как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр. Кроме Юшто Кугыза у марийцев существует ещё один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол — «Овечья нога».
«Дадэ» — значит «дедушка». Одет как обычный российский Дед Мороз, но с кинжалом.
В Республике Коми поселился самый спортивный брат Деда Мороза — Кодзыд Поль (Холодный Дед). Его резиденция находится в Финно-угорском этнокультурном парке, расположенном в селе Ыб. Кодзыд Поль очень любит спорт и ведет исключительно активный образ жизни, поэтому он не толстый, как многие другие братья Дедушки Мороза, а наоборот, стройный и подтянутый. Дед Мороз из Коми передвигается по просторам своей республики не на волшебных оленях и не на тройке, а на охотничьих лыжах. Носит он не длинную красную шубу, а удобный короткий бело-голубой полушубок, который не стесняет его движений.
Мороз Атя в праздничные дни живёт в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.
На Кольском полуострове есть свой, саамский Дед Мороз Мунь Каллса. Живёт он в городе Мончегорске Мурманской области. Окружают его дикие животные Лапландского заповедника: зайцы, медведи, лоси и северные олени, белки и горностаи. Дом Мунь Каллсы украшен детскими рисунками. А ещё у него есть волшебная варежка, в которую можно нашептать желание, и оно обязательно сбудется.
Кыш Бабай — мифологический татарский персонаж — аналог Деда Мороза. Бабай с башкирского и татарского языка переводится как «старик». Резиденция татарского Деда Мороза находится в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе Габдуллы Тукая. Он живет со своей внучкой Снегурочкой, которую зовут не менее «романтично» — Кар Кызы. А еще вместе с ними живут всем известные сказочные существа — Баба Яга (по-татарски — Убырлы-Корчаг) и Леший (Шурале).
Тувинский Дед Мороз — это снежный дракон, принявший облик человека. Он носит красивую белую шубу с голубыми узорами, а на голове у него необычная шапка, напоминающая богатырский шлем с рогами.
Удмуртский Дед Мороз — персонаж фольклора. В старинной удмуртской легенде говорится, что в древние времена, когда ещё не было на свете людей, в окрестностях Кар-Горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили великаны алангасары. После того как в окрестностях Кар-Горы появились люди, алангасары, не желая иметь с ними ничего общего, поспешили укрыться в её недрах. И только самый маленький из них, перед тем как навсегда уйти из мира людей, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места.
И пока он любовался окрестностями, вход в параллельный мир закрылся, и маленький алангасар остался один. Он долго бродил по свету — набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал человеческих детей, но они не испугались старика, а напротив, стали с ним играть. В знак благодарности решил алангасар сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок он набрал шишек с высоких деревьев, ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег и появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем — что в переводе означает Снежный дед. С тех пор Тол Бабай каждую зиму приходит к детям и радует их подарками. Живет Тол Бабай весь год на священной горе возле села Шаркан, а в декабре спускается к себе в деревянную резиденцию, которую построили ему в Шарканском районе, в деревне Титово. Зимой снежный старец принимает гостей, сам ходит в гости вместе со своей внучкой Лымы Ныл, что в переводе с удмуртского означает «снежная девочка». Помогают Тол Бабаю также верные лесные и водяные духи — Обыда, похожая на кикимору, леший Нюлэсмурт и хозяин воды Вумурт, аналог Водяного. Существует ещё одно поверье — если подержаться за посох Тол Бабая и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Этот посох Тол-Бабай нашел в лесу, и ему уже много-много лет, поэтому от времени посох потёрся и погнулся. Ещё старик носит на плече традиционный пестерь — берестяной короб, в котором лежат подарки для детей. А основное отличие Тол Бабая от нашего Деда Мороза в том, что у него шуба не красная и не синяя, а фиолетовая, потому что это цвет родины снежного старца — Шарканского района.
Еще один брат Дедушки Мороза живет на Урале, а зовут его Урал Мороз. Поселился Уральский Дедушка Мороз в сказочном дворце в Парке Сказов (поселок Арамиль) недалеко от Екатеринбурга. Урал Мороз носит красивую синюю шубу, украшенную белыми снежинками, и меховую шапку, в руке у него волшебный посох.
В Ханты-Мансийском автономном округе живет Ики Морозович — еще один брат Дедушки Мороза. Этот волшебник с длинной белоснежной бородой носит красивую синюю шубу. Помогает югорскому Деду Морозу в праздничных делах снежная девочка Эви Йоли.
Чеченский Гор Дада — благообразный старик с седой бородой. В Осетии местного Деда Мороза было бы правильнее называть Дед Огонь, потому что его имя Артхурон переводится как «Огонь Солнцевич». Но сейчас его имя сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печёт на Новый год.
Дом чувашского Деда Мороза стоит на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива. Живёт он вместе со своей внучкой Юр Пике (Снегурочкой). Есть у него сундук, исполняющий желания, маятниковые часы, приносящие счастье, и говорящий самовар.
На Чукотке живет Тыкывак — олицетворение холода и мороза в виде человекоподобного духа. Он насылает стужу и снег, а также создает на земле трещины от мороза. Раньше Тыкывак считался злым духом, однако теперь это добрый, но строгий и справедливый Чукотский Дед Мороз, который послушным детям дарит подарки, а непутевым вручает мешки со снегом.
Чысхаан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Современный образ волшебного дедушки – высокий статный старик с белой бородой до пояса, в длинном синем (реже красном) тулупе, отороченном белым мехом, такой же шапке, в валенках и с посохом в руке. На руках – расшитые рукавицы. Средством его передвижения традиционно является тройка лошадей, а сопровождают Деда Мороза – внучка Снегурочка и лесные зверушки. В дом входит через дверь, а подарки кладет под елку.
Давным-давно, когда байкальский Дед Мороз был ещё очень молод, решил он из любопытства посмотреть, куда это из Северного моря, рядом с которым он жил, уплывает нерпа. Отправился он вслед за ней по реке Лене. Долго ли, коротко ли вышел на огромное пустое пространство. А в ту пору как раз случилось сильнейшее землетрясение. Сжалась земная кора, и возникла огромная котловина, которая вскоре заполнилась водой. Так образовалось озеро Байкал, а зимний волшебник так полюбил эти края, что остался там жить. Ведь место это было красоты невиданной!
Вслед за ним устремились на Байкал арктические ветра, и вокруг озера раскинулись широкие ледниковые поля. Хорошо жилось байкальскому Деду Морозу, привольно. Но заметил он, что трудно зверям и растениям жить в таком холоде. И тогда стал он каждый год на время уходить на север, где далеко в горах построил себе ледяной дом из маленького кусочка древнего ледника. Тогда на Байкале наступало лето, и многие люди приезжали сюда, чтобы полюбоваться этим чудесным озером. А теперь и зимой появилась у них причина посещать Байкал.
Байкальский Дед Мороз одевается в белые рубашку и брюки с красивыми синими узорами. Его шуба сшита из серебристой парчи. Расшита она тоже серебром и украшена белым мехом. Украшенные серебром сапоги с приподнятыми носками и белоснежные варежки дополняют его волшебный наряд.
Не случайно байкальский Дед Мороз выбрал для своего костюма такой цвет. Ведь белый символ застывших байкальских вод, снежных и морозных зим.
Этот сказочный персонаж возник на основе мифов коренных народов Севера о герое Терлее. Это волшебник, который помогает в достижении заветной мечты, помогает попавшим в беду, он против раздоров и ссор, он приходит в гости сам и приглашает гостей к себе, дарит подарки. Ямал Ири — пожилой седовласый человек, одевается он в национальную северную одежду — малицу и кисы, подпоясан специальным национальным поясом, украшенным изделиями из кости мамонта. У него длинные седые волосы собраны сзади в небольшую косичку, усы и бородка клинышком. В гости Ямал Ири всегда приходит с посохом и бубном, с помощью которых проводит сказочные ритуалы и обряды. Путешествует ямальский Дед Мороз на оленьей упряжке — нартах.
С помощью кнопки «Заказать книгу» можно сделать предзаказ документа в библиотеке. Уведомление о готовности заказа придет на указанный вами адрес электронной почты.
С помощью кнопки «Читать в ЛитРес» можно прочитать книгу бесплатно в электронной библиотеке ЛитРес, для этого нужно зарегистрироваться в ЛитРес через библиотеки города Якутска. Правила пользования ЛитРес здесь.
С помощью кнопки «Слушать в ЛитРес» можно прослушать аудиокнигу на сайте ЛитРес.
В этой книге собрались Деды Морозы со всех уголков России. Каждый из них одет в национальный костюм, имеет свой характер и свои привычки. Но все они управляют холодами и праздничными чудесами, хотя и выбирают для этого разные способы. Кыш Бабай исполняет желания с помощью деревянных бочек, Хёл Мучи — с помощью волшебного сундука, а Ямал Ири использует для волшебства лопатку оленеводов.
Колпакова, О. В. Дед Мороз и его братья : зимние волшебники России / О. Колпакова. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 45 с. – Местонахождение: Ф21
Мальчик Федя смело давал обещания всем и каждому. Но однажды всё изменилось, когда в морозилке Федя нашёл приглашение в Город обещаний от Деда Мороза. Что ждёт Федю на новогоднем празднике и сможет ли он сдержать обещания, данные Деду Морозу?
Куриленкова, Т. Письмо Деду Морозу : для чтения взрослыми детям : 0+ / Татьяна Куриленкова. – Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2020. – 47 с. – Местонахождение: Ф21, Ф22.
Деда Мороза, который под Новый год и в Рождество приносит детям подарки, знают все. Известно и то, что в Европе и Америке его называют Санта-Клаус. Но про то, что легенда о Санта-Клаусе (это имя на русский язык переводится — святой Николай) основана на истории жизни святителя Николая Мирликийского, многие впервые узнают из этой замечательной книжки. Яркие эпизоды жития святого, который всегда готов прийти на выручку тем, кто попал в беду, помогут читателям лучше понять суть христианства и рождественские традиции.
Ткаченко, А. П. Где родился Дед Мороз? : для младшего школьного возраста : 6+ / Александр Ткаченко. – Москва : Настя и Никита, 2022. – 15 с. – Местонахождение: Ф17.
«Правдивая история Деда Мороза» соединяет в себе волшебную сказку и рассказ о реальной истории России в ХХ веке. Она адресована детям 8–12 лет, тем, кто ещё не расстался окончательно с верой в новогоднее чудо, но уже готов узнавать правду о жизни и истории своей страны.
Жвалевский, А. В. Правдивая история Деда Мороза : повесть : для семейного чтения : 6+ / А. Жвалевский, Е. Пастернак. — Москва : Лабиринт Пресс, 2020. — 130 с. – Местонахождение: Ф13, Ф19, Ф22
Необычная и смешная новогодняя история о новой работе Деда Мороза и о том, что у желаний нет срока годности и в жизни всегда есть место чуду!
Д’Иньяцио, М. Безработный Дед Мороз. Волшебный круговорот : [сказка] / Микеле Д’Иньяцио. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 103 с. — Местонахождение: Ф22
Эта книга рассказывает, как Деды Морозы всех стран путешествуют, где живут весь год, какую одежду предпочитают, какие у них привычки, кто помогает им мастерить игрушки, а ещё — о самых интересных и необычных новогодних традициях.
Дед Мороз, Йоулупукки, Бефана и другие : [для младшего школьного возраста]. – Москва : Издательский дом Мещерякова, 2014. – 45 с. – Местонахождение: Ф2, Ф14.
Старик Петсон и котёнок Финдус готовятся встретить Рождество. «Но какое же Рождество без Деда Мороза?» — думает Финдус. «Но ведь Деда Мороза не существует, где его взять?..» — вздыхает Петсон. И тут ему в голову приходит блестящая идея!
Нурдквист, С. Механический Дед Мороз : [для детей среднего школьного возраста]. — Москва : Белая ворона : Albus corvus, 2016. – 116 с. — Местонахождение: Ф15, Ф19
О чём эта книга? О волшебной жизни и верных друзьях Деда Мороза, которые живут в нашей стране.
Страницы этой книги перелистывайте, внимательно читайте да запоминайте сказочных друзей Деда Мороза: кого как величают, кто где живёт и когда в гости вас ждёт! А потом и сами отправляйтесь в путешествие, чтобы своими глазами увидеть да поверить — есть чудеса на свете!
Путешествие по сказочной России : [для детей младше 6 лет]. — Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 31 с. — Местонахождение: Ф19
Источники:
КАК ЗАПИСАТЬСЯ В БИБЛИОТЕКУ?