1 февраля 2024 года отмечается 140 лет со дня рождения одного из самых влиятельных русских писателей XX века – Евгения Замятина.
Замятин, известный широкой публике благодаря своему знаменитому роману «Мы», стал автором, чьи идеи и мастерство оказало непреходящее влияние на литературу и философию XX века. В своих произведениях Замятин поднял актуальные темы индивидуальности, свободы, тоталитаризма и будущего общества, делая глубокие общественные комментарии и вызывая проникновенные размышления у своих читателей.
С помощью кнопки «Заказать книгу» можно сделать предзаказ документа в библиотеке. Уведомление о готовности заказа придет на указанный вами адрес электронной почты.
С помощью кнопки «Читать в ЛитРес» можно прочитать книгу бесплатно в электронной библиотеке ЛитРес, для этого нужно зарегистрироваться в ЛитРес через библиотеки города Якутска. Правила пользования ЛитРес здесь.
Евгений Иванович Замятин родился (20 января) 1 февраля 1884 года в селе Лебедянь Тамбовской губернии, в семье священника.
Окончив в 1902 году воронежскую гимназию с золотой медалью, он поступает в кораблестроительный институт, который оканчивает в 1908 году.
В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении. В 1906-1911 годах жил на нелегальном положении.
Замятин начал печататься в 1908 году, но первый крупный литературный успех пришел к нему после выхода в свет повести «Уездное» (1911). В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был привлечен к суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, конфискован. Максим Горький высоко оценил обе эти повести.
В 1916-1917 годах Замятин работал морским инженером в Англии, впечатления от которой легли в основу повести «Островитяне» (1917). Осенью 1917 года возвращается в Россию, работает в редколлегии издательства «Всемирная литература», публикуется в журналах. Авторитет Замятина в это время во всех отношениях был очень высок.
Как инженер он прославился участием в строительстве ледоколов – «Ермак», «Красин» и других.
В сложной литературной ситуации 1920-х годов Замятин тяготел к группе «Серапионовы братья». Он пишет рассказы и повести – «Пещера», «Русь», «Рассказ о самом главном»; пробует силы в драматургии – пьесы «Блоха», «Атилла».
Свой знаменитый роман «Мы» писатель закончил в 1920 году. Сразу же последовало долгое и бурное обсуждение книги и в обществе, и в критике, хотя роман был опубликован за рубежом только в 1924 году (а через 64 года увидел свет на родине автора).
С 1929 года Замятина в России уже не печатали. Его подвергли не то, что несправедливой разносной критике, но настоящей травле. В 1931 году он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу и, получив разрешение, поселился в Париже. Находясь в эмиграции, Замятин до конца жизни сохранял советское гражданство.
Умер Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 года в Париже от тяжелой болезни.
В романе «Мы» изображено совершенное Государство возглавляемое Благодетелем. В этом государстве прозрачных стен, талонов на любовь, механической музыки, в этом обществе «математически совершенной жизни» человек – винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, есть номера, порядок и предписания, а отступления от правил и санкционированного образа мысли караются Машиной Благодетеля.
Замятин написал роман в 1920 году, а вдохновила его поездка в Англию, где писатель прожил два года — с 1916 по 1917 год. Он увидел в Англии боязнь свободы и отсутствие энергии: «Все улицы, все жилые дома — одинаковые», «Город большой, но скучный непроходимо… Глупейшие театры… Тоска». И по возвращении на родину писатель решил перенести увиденное на бумагу. Так и появился роман о жёстком контроле государства над обществом, в котором никто не имеет права на индивидуальность и даже фантазию.
В романе Замятина у жителей Утопии нет имён, они носят одинаковую униформу, живут в стеклянных домах, а политическая полиция без труда наблюдает за ними.
Государством управляет Благодетель, который ежегодно и единогласно переизбирается всеми жителями. Главный принцип, проповедуемый Благодетелем, состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Поэтому Государство обещает всем счастье, только вот о свободе стоит забыть.
Современники восприняли фантастический роман как злую карикатуру на коммунистическое общество, которое они строят. Естественно, цензура не могла допустить к публикации подобное произведение. Это очень странно, потому что, как верно подметил Джордж Оруэлл в рецензии на «Мы», «в 20-е годы в стране ещё не было тех проявлений тоталитарного государства, которые позволили бы цензуре провести некие параллели».
Но Замятину всё же повезло: его роману не было суждено пролежать в столе. В 1921-м рукопись была отправлена заказной бандеролью через Петроградский почтамт в Берлин. Через два года роман был издан на английском, французском и чешском языках. А вот на русском соотечественники Замятина смогли прочесть произведение только через 60 лет после написания.
Издание романа за рубежом было воспринято советской властью как противодействие, и началась травля Замятина. В 1929 году союз писателей принуждал писателя отказаться от романа, на что он ответил: «Таких нелепых требований никто не пытался предъявлять к писателю даже в царское время. То, что сделано, что существует, — объявить несуществующим я не могу». Вдобавок «Литературная газета» написала довольно-таки доходчиво: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя».
Роман высоко оценили за границей. Джордж Оруэлл мечтал прочитать «Мы» Замятина несколько лет и называл произведение литературным феноменом «книгосжигательского века».
Несмотря на положительные отзывы зарубежных критиков, известные писатели-соотечественники не посчитали произведение Замятина выдающимся. Например, Максим Горький говорил: «Мы» — отчаянно плохая, неоплодотворённая вещь, гнев её холоден и сух». А Корней Чуковский сравнил «Мы» с «Бесами» Достоевского и заявил: «В одной строке Достоевского больше ума и гнева, чем во всём романе Замятина». Зато через несколько лет Александр Солженицын назвал роман сверкающей талантом вещью. «…Среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует», — говорил он о романе.
Травля писателя, запрет публиковаться, снятие пьес из репертуара в театрах вынудили Замятина в 1931 году написать письмо Сталину, в котором он просил разрешения выехать с женой из страны. Ещё долгое время копия этого письма переходила из рук в руки в писательских кругах Петербурга. Все понимали, что Замятина фактически вынудили уехать из Советского Союза.
«Уважаемый Иосиф Виссарионович… моё имя Вам, вероятно, известно. Для меня как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году всё усиливающейся травли. Я ни в какой мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые три-четыре года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать, — что это одинаково унижает как писателя, так и революцию».
Супругам Замятиным повезло: с февраля 1932 года они начали жить в Париже, откуда оказывали помощь Анне Ахматовой и Михаилу Булгакову. При этом у них сохранилось советское гражданство. Через два года после эмиграции Замятин прислал из Парижа в ленинградский оргкомитет телеграмму с просьбой принять его в члены Союза писателей СССР. Но поскольку этот вопрос выходил за пределы компетенции союза, то просьба была направлена самому Сталину. Он ответил коротко: «Предлагаю удовлетворить просьбу Замятина». На родину писатель не вернулся — не позволила продолжительная болезнь, но он скучал по России до самой смерти.
Роман «Мы» значительно повлиял на мировую литературу. Принято считать, что именно это произведение является основополагающим для жанра «антиутопия», несмотря на то, что до этого романа было написано множество произведений, которые можно причислить к данному жанру.