Биография
Алексей Елисеевич Кулаковский – один из основоположников якутской литературы, просветитель, философ-гуманист, один из первых учителей Якутии, первый последовательный исследователь истории и культуры родного края по таким фундаментальным научным направлениям как экономика и социология, естествознание и этнография родился 4 (16) марта 1877 г. в IV Жехсогонском наслеге Ботурусского (ныне Таттинского) улуса.
В настоящей работе основное внимание обращено на исследование общественно-политической эволюции якутских реалистов-просветителей и на историко-философское рассмотрение их литературного наследства, но почти не затронуты вопросы собственно литературно-эстетические, заслуживающие специального исследования.
B работе с новых методологических позиций рассматриваются вершинные образцы якутской поэзии от ее истоков до современности. B соответствии с концепцией целостности мировой культуры творчество крупнейших якутских поэтов представлено на фоне русской и зарубежной литературы.
Учебное пособие содержит историко-литературный материал, охватывающий творчество как основоположников якутской литературы, так и современных ее представителей. Автор уделил основное внимание выявлению, с одной стороны, общечеловеческого, нравственно-философского содержания произведений якутских писателей, а с другой специфических особенностей их национального образного мышления и художественного мастерства.
В фотоальбоме посвященному 125-летию со дня рождения основоположника литературы саха А. Е. Кулаковского, показывается жизнь поэта, который был неутомимым исследователем и путешественником.
В дневнике основоположника якусткой литературы, фольклориста, философа, краеведа А. Е. Кулаковского описывается его жизнь Сеймчане в 1923-1924 гг.
Выдающийся поэт, ученый, просветитель, историк, собиратель якутского фольклора и языка, человек, наделенный даром провидения, Алексей Елисеевич Кулаковский прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Ему приходилось блуждать по заполярной тундре, сплавляться по бурным рекам, прятаться от бандитов, пребывать с различными рисковыми поручениями новой власти в самой гуще Гражданской войны на Севере, терять родных и преданных друзей, учительствовать и воспитывать детей, которых у Алексея Елисеевича было много. И при этом самому вырасти в великого Поэта народа саха, дать миру нетленное пророческое Слово. Перед читателем — первая подробная биография Ексекюляха (сына Орла), написанная талантливым писателем Николаем Коняевым с глубоким знанием дела и проникновением в особенности национальной культуры и обычаев.
Кинигэ автора биологическэй наука доктора, профессор Дмитрий Дмитриевич Саввинов кини аата саха норуота баарын тухары ааттана туруоҕар эрэнэр, наукаҕа бэйэтин туспа суолун хаалларбыт киһинэн ааҕар.
Саха норуотун биир чулуу, чаҕылхай бэрэстэбиитэлэ А. Е. Кулаковскай литературнай үлэтэ-хамнаһа киэҥник биллэр.
Автор раскрывает личность поэта как талантливого дипломата своего времени, посвятившего немало сил на защиту прав коренных народов Севера, на сохранение целостности этносов, населявших северные улусы ЯАССР и улучшение условий их жизнедеятельности. В данном очерке содержатся материалы из личного архива Л. И. Кулаковской, которые свидетельствуют и о борьбе А. Е. Кулаковского с актуальными по сей день проблемами, такими как алкоголизм и азартные игры.
Об истории и личностях, о важнейших событиях и роли писателей в жизни якутского общества размышляет главный редактор историко-географического и культурологического журнала «Илин», публицист Олег Сидоров.
Творчество
Свои думы, беспокойства Кулаковский решил открыто написать в 1912 г. будучи в Качикатцах в Письме «Якутской интеллигенции» и первый раз подписался под псевдонимом Өксөкүлээх Өлөксөй.
Талант Кулаковского опирался на устное народное творчество и русскую классическую литературу. Во время своих экспедиционных поездок собирал пословицы и поговорки, легенды и былины, загадки, песни и олонхо в исполнении известных певцов. Более того, они были переведены самим Кулаковским на русский язык.
Первое произведение одного из основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковского — Ексекюляха выходит на трех языках. Через песню-благословение поэт знакомит читателя с образцом философского, поэтического, этнографического мировоззрения, традиционного верования народа саха.
Сахалыы аан маҥнай суругунан ыйыллыбыт уус-уран айымньынан А. Е. Кулаковскай-Өксөкүлээх Өлөксөй «Байанай алгыһа» хоһооно буолар
Художественные произведения А. Е. Кулаковского- соноволожника якусткой литературы, просветителя, философа-гуманиста, первого исследователя по многим направлениям Якутии. Сборник избранных произведений поэта отличается, включением авторского, прижизненного текста поэмы «Сон шамана» в переводе А. Шапошниковой.
Бу хомуурунньукка А. Е. Кулаковскай 1924-1925 сс. таһааттарбыт кинигэтинэн бэчээттэннэ. Кинигэҕэ автор хос быһаарыы оҥортообута, түөлбэ тылларын суруйбута туох да уларытыыта суох киирдэ.
В сборник включены научные руды зачинателя якутской художественной литературы А. Е. Кулаковского по верованиям, фольклору якутов и якутскому языку. Впервые издаются легенды и былины, записанные и переведенные на русский язык А. Е. Кулаковским
Историк-востоковед, филолог Е. С. Сидоров на примере философской поэмы «Сон шамана» дает новое толкование идейного содержания творчества якутского классика А. Е. Кулаковского.
Бу хомуурунньукка А. Е. Кулаковскай 1924-1925 сс. таһааттарбыт кинигэтинэн бэчээттэннэ. Кинигэҕэ автор хос быһаарыы оҥортообута, түөлбэ тылларын суруйбута туох да уларытыыта суох киирдэ.
Письмо Кулаковского «Якутской интеллигенции», написанное в 1912 году, представляет собой выдающийся документ общественно-политесчкой мылси в Якутии в начале ХХ века. В нем рассмотрены острые вопросы исторических судеб в условиях надвигавшихся мировых, российских и местных событий.
1912 сыллаахха айыллыбыт
«Интеллигенцияҕа суругар»быһаччы сыһыаннаах. Кини суругун салайар тэрилтэлэргэ
эбэтэр норуот бүтүннүүтүгэр аадырыстаабатаҕа. Ол кини историяны, олоҕу дириҥник
билэриттэн төрүттээх. Кини суругун интеллигенцияҕа анаабыта. Онтон интеллигенция
диэн тыл — история сиэркилэтэ.
Саха литературатын, наукатын араас салааларын төрүттээччи, гуманист-философ Алексей Елисеевич Кулаковскай-Өксөкүлээх Өлөксөй айымньыларын бастакы томугар кини урут бэчээттэммит уус-уран нэһилиэстибэтэ уонна урут бэчээккэ тахса илик 4 хоһооно киирдэ. Хоһооннор ааптар хайдах суруйбутунан бэчээттэннилэр уонна, матырыйаал баарыттан көрөн, сороҕо тэттик, сороҕо киэҥ историческай комментарийдар оҥоһулуннулар.
Саха литературатын, наукатын араас салааларын төрүттээччи, гуманист-философ Алексей Елисеевич Кулаковскай-Өксөкүлээх Өлөксөй айымньыларын бастакы томугар кини урут бэчээттэммит уус-уран нэһилиэстибэтэ уонна урут бэчээккэ тахса илик 4 хоһооно киирдэ. Хоһооннор ааптар хайдах суруйбутунан бэчээттэннилэр уонна, матырыйаал баарыттан көрөн, сороҕо тэттик, сороҕо киэҥ историческай комментарийдар оҥоһулуннулар.
После многолетнего перерыва издается отдельной книгой лингвистическое наследие А.Е.Кулаковского. Сборник содержит выявленные на сегодня в архивных фондах труды, над которыми автор работал на протяжении всей своей жизни. В статьях раскрывается концепция Кулаковского о развитии якутского языка, разрабатываются проблемы языковой политики 20-х гг. ХХ в. в Якутии. Кроме того, книга содержит статьи обобщающего характера и расширенные реально-исторические комментарии, сопровождающие статьи и письма А. Е. Кулаковского. Для филологов, студентов и всех, интересующихся якутской словесностью.
Кулаковский и время
Алексей Елисеевич Кулаковский – относится к тем редким историческим личностям, которым было присуще предвидеть будущее. Поразительно, что основные мысли, высказываемые этим великим северным Мудрецом в самом начале XX века по самым актуальным проблемам современности реализуются через столетия в нашей сложнейшей повседневной жизни. Поэт, мыслитель, философ солидарен со своими предшественниками в понимании особой миссии поэта как «пророка», предназначение которого, заключалось в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Не даром его называют якутский Нострадамус, и это явление привлекает к его персоне многих ученых и исследователей.
Книга посвящена рассмотрению роли духовного наследия выдающегося мыслителя, первого якутского поэта в историческом движении народа по пути общественного прогресса. Авторы предпринимают попытку исследовать феномен Кулаковского в контексте современности как выдающиеся явление не только якутской национальной духовной, но и мировой культуры.
Авторы сделали попытку воссоздать его разностороннюю деятельность в контексте историко-культурного развития в ХХ веке. В сборник вошли статьи, посвященные жизни и творчеству основоположника якутской художественной литературы, ученого, мыслителя А. Е. Кулаковского.
Бу хомуурунньукка А. Е, Кулаковскай олоҕун уонна айар үлэтин үөрэтиигэ саҥа чинчийиилэр киирдилэр. Хомуурунньук сүрүн сыалынан Өксөкүлээх Өлөксөй киэҥ эйгэлээх айар үлэтиттэн биирдилээн чопчу боппуруостары сырдатыы, саҥалыы көрүүлэри киллэрэргэ дьулуһуу булар.
В книге рассматривается творчество художников, которые обращались к образу поэта, одного из основоположников письменной якутской литературы Алексея Кулаковского. Представленные в данном издании произведения изобразительного искусства призваны полнее раскрыть творчество классика якутской литературы, зримо воплотить гуманистическую идею его наследия, отразить вклад в культуру выдающегося сына своего народа.
В монографии исследованы художественные истоки национального своеобразия якутской поэзии начала XX в. на примере творчества первого якутского поэта А. Е. Кулаковского и его современников. Особенности поэтического языка освещены при анализе устойчивых формул и тропов в ходе выявления генезиса, семантики и образной функции.
Кинигэҕэ Өксөкүлээх уола Реас Алексеевич Кулаковскай туһунан бииргэ үлэлээбит үөлэннэхтэрин, чугас дьонун, доҕотторун, үөрэппит оҕолорун истиҥ-иһирэх ахтыылара киирдилэр.
Все представленные книги доступны в фонде Краеведческой библиотеки-филиал № 1 им. В. Г. Белинского. Для заказа воспользуйтесь кнопкой, расположенной под описанием книги. Посещение библиотеки проходит только по предварительной записи. Связаться с библиотекой можно любым удобным для вас способом. Не забудьте надеть маску и взять с собой свой qr-код!