Праздник Первого мая отмечается в 142 странах мира. В советское время его называли Днем международной солидарности трудящихся, а в современной России чаще Днем весны и труда. Исторические корни праздника уходят в 1886 год, когда в Чикаго рабочие объявили забастовку против 15-часового рабочего дня. В России рабочие впервые открыто отпраздновали Первомай в 1917 году, после Февральской революции: миллионы тружеников вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!». С этого момента праздник Первого мая занял почетное красное место в календаре. Во времена Советского Союза Первомай был основным идеологически значимым праздником. Чтобы дать возможность жителям необъятной тогда страны побывать на демонстрациях, маёвках и субботниках, этот день сделали государственным выходным. Люди с радостью шествовали по украшенным площадям и проспектам с разноцветными воздушными шарами, транспарантами и лозунгами «Мир! Труд! Май!», флагами и плакатами, изображающими счастливых рабочих.
В преддверии Первомайских праздников представляем небольшую подборку советских плакатов.
«Окна сатиры РОСТА» — это серия плакатов, которую в 1919—1921 создали советские поэты и художники, работавшие в системе Российского телеграфного агентства. «Окна РОСТА» представляли собой новый вид журналистской и пропагандистской деятельности.
Этот первомайский плакат был создан в далеком 1920 году. В нем присутствуют традиционные символы: девушка-весна, цветы и демонстрация рабочих. Внизу можно прочесть лозунги: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», «Да здравствует РСФСР!», «Да здравствует коммунизм!».
Это один из первых образцов советских первомайских плакатов. «Через обломки капитализма к всемирному братству трудящихся» – напечатано в нижней части рамки. «Обломки» также представлены в виде поверженных символов: короны, золотых монет, несправедливых законов, из-за которых рабочий класс оказался практически в рабстве у богатых фабрикантов. На плакате изображено торжественное шествие рабочих и крестьян по «обломкам» капитализма и царской эксплуататорской власти.С целью поддержания духа интернационализма на плакате показаны представители разных народов.
Девушки в белых платьях появлялись на первомайских плакатах чаще других персонажей. Пропагандистская риторика во многом не расходилась с действительностью: женщинам на самом деле были предоставлены все основные права, включая доступ к образованию и расширение возможностей профессиональной карьеры, в том числе и политической. Но на практике все оказалось сложнее: удвоенный объем работ (дома и на службе) и ограничения рамками «женских» профессий: учительница, текстильщица, доярка и пр. Эту работу А. Кокорекин создал в 1933 году.
Этот плакат нарисовал в 1935 году художник Я. Завьялов. Естественно, молодое поколение должно было победить капитализм, а изображения детей были отличным инструментом для формирования коммунистической идеологии.
Во время Великой Отечественной войны праздник не отмечался, но главные герои иллюстративного материала оставались прежними – заводчанин, мать, отправившая на фронт сыновей, красноармеец…
После революции праздник стал официальным: в этот день проводились демонстрации трудящихся и военные парады. На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили празднования на природе. Художники П. Голубь, А. Чернов, 1946 год.
Позже первомайские шествия стали обязательными мероприятиями. Неявка могла осложнить жизнь прогульщику. Художник С.В. Адрианов, 1955 год.
В СССР были очень популярны плакаты, посвященные смыслообразующей роли труда в жизни каждого гражданина. Мощные руки рабочего человека –визуальный символ Первомая.
Последняя официальная первомайская демонстрация в СССР прошла в 1990 году.
С 1992 года в России таких массовых демонстраций, как были в Советском Союзе, на долгие годы не стало. Изменилась и атрибутика. Первомайские плакаты новой России отличаются от советских времен. Например, в начале 2000-х плакаты вообще были похожи на информационные листовки с указанием времени и места проведения шествия. Рисунки художников заменили просто фотографиями.
Первомай — это не только отдых, но и труд, который облагораживает, позволяет развиваться, расти. В нашей праздничной подборке представлены книги, авторы и герои которых по-настоящему любят свое дело или работу, увлечены им, для которых это составляет важную часть жизни. Конечно, без препятствий на этом пути не обходится. Но если любишь свою работу, никакие трудности не пугают.
Читайте с удовольствием!!!
Наталья Варлей! И сразу ассоциация с героиней фильма «Кавказская пленница». Конечно, в этой книге есть главы, посвященные фильму и его создателям, – как же без этого! Но автор рассказывает не только смешные, но и горькие истории… Автор тонко, точно и остроумно повествует о своей цирковой молодости, о работе в кино и театре, о детстве и родителях, о путешествиях, о друзьях, о своей уникальной родословной и встречах с замечательными людьми: Юрием Никулиным, Георгием Вициным, Леонидом Гайдаем, Нонной Мордюковой, Виталием Соломиным и другими. Любимая актриса раскроет читателям то сокровенное, что раньше она доверяла только дневникам… Это книга о любви. О вечных ценностях. О поиске смысла жизни.
Елизавета Глинка (1962–2016), известная как Доктор Лиза, – врач-реаниматолог, специалист по паллиативной медицине. Основала первый хоспис в Киеве, курировала хосписную работу в городах России, в Сербии и Армении; создала международную общественную организацию «Справедливая помощь»; лечила, кормила и обеспечивала бездомных; организовывала эвакуацию больных и раненых детей из Донбасса. Трагически погибла в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016 г., сопровождая партию лекарств и оборудования для госпиталя в Сирии.
В основу книги легли дневники Доктора Лизы; вторую часть составляют беседы с Елизаветой Глинкой, в которых она много говорит о «Справедливой помощи», своих подопечных и – совсем немного – о себе. В книгу также вошли мемуарный очерк Глеба Глинки и предисловие Катерины Гордеевой. Книга содержит нецензурную брань.
С начала 1950-х и до середины 1970-х годов Дженнифер Уорф работала акушеркой в бедном лондонском районе Ист-Энд. В городе, покрытом шрамами недавней войны – полуразрушенными домами, пустырями и перекрытыми улицами, – она узнала истории тех, кто помнил ещё более суровые времена. Нищета и голод вынуждали людей искать приюта в работных домах, попасть в которые было настоящей трагедией.
«Тени Ист-Энда» – это истории о невообразимых трудностях, стойкости и силе человеческого духа и летопись жизни, которая сегодня кажется невероятной.
Трилогия Дженнифер Уорф «Вызовите акушерку» стала несомненным бестселлером и легла в основу одноимённого сериала компании BBC. Он собрал у экранов более десяти миллионов зрителей и стал наиболее успешным драматическим сериалом на телеканале BBC One с 2001 года.
«Футбол так устроен, что ставит своих избранников в исключительное положение: их портреты не сходят со страниц газет, о них пишут хвалебные оды. И это испытание славой иногда оказывается роковым: человек начинает быть снисходителен к своим слабостям и гибнет как спортсмен», – Лев Яшин.
Работа в журнале мод… Мечта любой женщины? Кошмар любой женщины! Добро пожаловать в ад под «глянцевой обложкой»!!! Кофе? Всегда холодный и невкусный! Дизайнерские шмотки со скидкой? Вышли из моды в позапрошлом сезоне! Работа в неурочное время? О личной жизни можно забыть! Но все бы ничего, если бы не начальница — легендарнейшая из стерв мира от-кутюр, то ли продавшая за успех душу дьяволу, то ли (по слухам) изгнанная из ада за невозможный характер!..
Живая легенда и ведущий документального сериала о дикой природе «Планета Земля» на Би-би-си сэр Дэвид Аттенборо рассказывает историю своей карьеры телеведущего и натуралиста, на заре которой ему предоставилась уникальная возможность – путешествовать по миру в поисках редких животных для коллекции Лондонского зоопарка и снимать экспедицию для нового шоу Би-би-си «Зооквест» (Zoo Quest). В этой книге собраны истории его первых путешествий. Проживая бок о бок с местными племенами во время походов в поисках гигантских муравьедов в Гайане, комодских драконов в Индонезии и броненосцев в Парагвае, он вместе с остальной командой боролся с речными рыбами-людоедами, агрессивными дикобразами и дикими свиньями, а также с коварством местности и непредсказуемостью погоды, чтобы запечатлеть невероятную красоту и биоразнообразие отдаленных регионов. Эта книга, написанная с неповторимым остроумием и обаянием, – не просто история замечательного приключения, но и история человека, который делится с нами любовью к природе и выступает в ее защиту.
«Чтобы программа удалась, у экспедиции должна быть четкая цель – найти такое редкое существо, какого нет ни в одном зоопарке мира, такое загадочное, диковинное, поразительное создание, за поисками которого зрители, замерев у экранов, следили бы из передачи в передачу». (Дэвид Аттенборо)
Наши контакты:
г. Якутск, ул. Мординова, 21/1
тел. 40-26-16, 40-26-17