Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки, перемежаются с ноги на ногу, двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве.
Исследователь Г.У. Эргис писал, что осуохай был классическим образцом обрядового хороводного танца, исполняемым большим количеством танцующих. Он возник у якутов как ритуальный танец благодарения и обращения к божествам айыы и духам – хозяевам природы иччи. В обряде ысыах большое место занимали молитвенные обращения якутов к небожителям, особенно к божеству Юрюнг Айыы Тойон, персонифицированному образу Солнца, с просьбой о ниспослании счастья, благодати, приплода скота и других благ.
Считалось, что слаженность и длительность танца способствует исполнению желаний.
Монография «Народные танцы Якутии» является настольной книгой не только для исследователей народной хореографии, но и для руководителей самодеятельных хореографических коллективов, преподавателей учебных заведений культуры и искусств.
Книга содержит подробный разбор движений танцев Саха. Автором созданы танцевальные композиции, систематизированы позиции рук и ног. Включены оригинальные движения, созданные С. А. Зверевым. Рассчитана для хореографов и танцевальных коллективов.
В книге собраны поэтические импровизации более 30 запевал общества “Осуохай”. В них воспеваются красота якутской природы, прелесть осуохайа, жизнь как она есть.
Для обозначения понятий танец (сольный или парный) и хороводный танец (массовый) в осетинском языке существуют отдельные слова. Так, слово кафт (от кафын — «танцевать, плясать») обозначает понятие сольного или парного танца, а словом симд (от глагола симын — «танцевать осетинский хороводный танец») обозначается явление массового танца осетин.
В основе лежит соревнование воинов в силе и ловкости, одним из поводов для которого была борьба за сердце гордой красавицы.
Зилга-кафт (тымбыл-кафт) — круговой танец) — народный танец осетин. Представляет собой парный танец, исполняемый мужчиной и женщиной в быстром темпе. Движение происходит по кругу. Может рассматриваться как национальный вариант общекавказской лезгинки(откуда другое название — «осетинская лезгинка»).
Далеко за пределами Осетии известны стремительно-темпераментные, величаво-грациозные танцы осетинского народа. Вот в головокружительном темпе несутся ловкие, подтянутые юноши в черкесках, виртуозно исполняя танец на носках. Навстречу им плавно выходят стройные, как горные лани, девушки в легких, светлых платьях. Целомудрие и скромность, изящество и грация сквозят в каждом их движении…
В книгу Л. Н. Грикуровой вошли десять наиболее характерных и интересных по своему хореографическому построению осетинских танцев. Здесь шуточный хороводный танец «Чепена» — воплощение народного юмора и сатиры; «Воинственный танец» и «Симд нартов»,- воскрешающие легендарное прошлое осетинского народа; любимые танцы молодежи — «Симд» (массовый танец), «Хонга кафт» («Танец приглашения» — дуэтный), «Девичий танец» (лирический). Очень своеобразны и интересны темпераментные, виртуозные танцы «Соревнование» и «Танец с кинжалами».
Все десять танцев даны в сценической обработке, с подробной раскладкой движений в сочетании с музыкальным тактом и схематическим изображением хореографического рисунка. Подробно описывается костюм к каждому танцу.
Книга явится хорошим пособием для профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов.
Хореография отражала уклад жизни башкир: исполнитель выступал в образе смелого воина, джигита или охотника, инсценировал бой, имитировал скачку на лошади — галоп или иноходь. Танцоры использовали реквизит: плети и разное оружие, металлические предметы, которыми отбивали ритм.
Массовые и групповые танцы у башкир исполняли по торжественным случаям. На народном фольклорном празднике Йыйын молодежь водила большие хороводы. В центре круга обычно играл на духовом инструменте курае музыкант или танцевала пара. На свадьбах исполняли сыбырткылау, «последние игры», танец невесты и свекрови. Танцоры использовали символичные атрибуты — платки и веревки. В свадебных плясках молодых и гостей могли «избить» разными предметами: по одной из версий, так ритуально изгоняли нечистую силу и желали благополучия молодым супругам.
Монография посвящена традиционным танцам башкирского народа. На основе большого этнографического материала показана жанровая и тематическая классификация танцев, их пластико-ритмическое своеобразие, связанное с бытовой обрядностью, древними религиозными верованиями башкир.
Танцевальные традиции в Карелии имеют территориальное разделение. Обычно выделяют танцы южной и центральной Карелии, хореографию северной и приладожской Карелии. Однако все эти виды объединяют некоторые общие черты: использование шага и беговых движений, а в качестве основного направления танца – круг или «восьмерка». Хореография Карелии основывается на трех пластах, которые делают ее уникальной и самобытной:
– импровизация в сольной части пляски. Вероятно, танцевальная импровизация ведет происхождение из бесед, когда молодой человек выходил на прогулку с разными девушками по очереди.
– танцы-игры. Они были с разными предметами, для одной пары или сразу нескольких, в них были приглашения, смотрины, прогулки и многое другое. Танцующие в парах были равны, и считалось абсолютно естественным, когда девушка первая приглашала на танец или начинала игру.
– включение в традиционную хореографию кадрилей и адаптация их под особенности карельской плясовой культуры.
Многие стороны материальной и духовной жизни народов Карелии изучены достаточно полно, однако из поля зрения исследователей, выпали народные танцы, которые тоже являются ярким проявлением духовной жизни народа, достоянием его культуры.
В книге представлены бытовавшие на территории Карелии танцы финноязычных народов — карелов, вепсов и ингерманландцев. Книга сохраняет названия, описания танцев, но она бессильна передать то, что для народного танца очень важно, — манеру исполнения, которая складывается из многих тонкостей, уходящих из жизни вместе с исполнителями.
В книгу вошел полевой материал, собиравшийся автором в течение десяти лет, с 1967 по 1977 год, как в Карелии, так и в Ленинградской области, в районах, населенных ингерманландцами.
Калмыки прославляли природу и нередко изображали животных: плавными движениями раскинутых рук подражали взлетающим птицам, а в шуточном туула би — танце зайца — исполнитель складывал руки перед грудью, как лапки, и втягивал щеки.
Изначально у калмыков не было массовых плясок: в холодное время года они отмечали праздники в небольших тесных юртах. Главными стали сольные или парные танцы. Мужчины соревновались в мастерстве, при этом выступали только лицом к лицу с соперником: показать спину считалось оскорблением. Танцоры трогали зрителей за плечи, предлагая разделить с ними веселье.
У башкир были популярны быстрые танцы: резкий и темпераментный ишкимдык, парный чичирдык, название которого переводится как «парящий орел». Его основное движение — тряска, исполнители резко поднимали и опускали плечи, подражая взлетающей хищной птице. Хавчур танцевали двое юношей: они демонстрировали сложные акробатические фигуры и забирались на плечи друг другу в «пирамиду».
Восстановить калмыцкую танцевальную терминологию в ее первозданности и богатстве — основная задача, которую ставит перед собой автор книги, в нее включены также описания наиболее популярных калмыцких танцев.
Самыми древними русскими танцами были хоровод и пляска, которые родились из древних обрядов. Хоровод — на юге его называли карагод — был одновременно и игрой. Особенно популярны такие танцы были среди молодежи в конце XVII века. Хороводы различались по своему темпу: на юге страны их водили в быстром темпе, на севере России — в среднем и медленном. Участники брали друг друга за руки, пояс или платок и двигались по кругу, напевая песни. Со временем в народных танцах стали обыгрывать тему труда и повседневных дел. Появлялись хороводы, связанные с пахотой и жатвой. Популярны были тематические танцы «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «У голубя», «Во саду ли в огороде». Содержание песни раскрывали особыми движениями, танцевальными фигурами и припевками.
В деревнях была популярна пляска — танец-импровизация с разными движениями. Ее фигуры называли коленцами, а непредсказуемый характер этого танца передает фразеологизм «выкинуть коленца» — совершить неожиданный поступок. В каждом регионе страны был распространен свой, местный тип пляски — и одиночной, и групповой.
Настоящий учебник знакомит с основами русского народного танца. Весь материал в книге делится на две части. В первой части рассматриваются основные виды русского народного танца, их систематизация, форма построения и различная манера исполнения. Во второй — разбираются основные элементы русского народного танца, описывается методика и дается характер их исполнения.
Материал, помещенный в учебнике, и его распределение соответствуют программам по русскому народному танцу, принятым в театральных институтах, институтах культуры и хореографических училищах.
Все книги предоставлены из фонда Централизованной библиотечной системы и сервиса Библиопоиск «Илим».
Самостоятельная регистрация на сайте Национальной библиотеки РС(Я): https://e.nlrs.ru/register.
Консультации по услугам библиотеки можно получить по номеру 8 (4112) 21-75-77