Историческое развитие аэропорта Маган: от аэродрома до стратегического объекта
В 1938 году был сформирован 234-й авиаотряд специального назначения. Несмотря на стратегически выгодное расположение в центре Якутии, где авиация стремительно развивалась уже с конца 1920-х годов, аэропорт в Магане появился позже других аэропортов региона.
29 ноября 1943 года, согласно приказу начальника воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль, был создан запасной аэродром Маган для приема американских боевых самолетов, перегоняемых на фронт. Аэродром служил резервом на случай закрытия аэропорта Якутск в условиях зимних туманов и располагал собственной комендатурой.
В июне 1944 года в Магане открыли дом отдыха для сотрудников трассы, а в конце 1946 года была завершена первая грунтовая взлетно-посадочная полоса размером 1250 на 100 метров. В том же году аэропорт был подготовлен для ночных полетов. Начальником аэродрома в 1944 году назначили Михаила Дмитриевича Авдеева.
Жизнь и работа на аэродроме были нелегкими: технический персонал доставляли из Якутска, а подготовка самолетов к полету проходила в суровые морозы до -50°C. На тот момент в поселке Маган, кроме нескольких домиков, не было значительных построек.
Официальное открытие аэропорта Маган состоялось в октябре 1949 года. На протяжении долгих лет он выполнял роль запасного аэродрома для аэропорта Якутск, оставаясь важной частью авиационной инфраструктуры Якутии.
Аэропорт Маган и Маганское ОАО действительно сыграли ключевую роль в развитии авиации Якутии благодаря выдающемуся командно-руководящему составу, который руководил ими на разных этапах. Наиболее значимые личности в истории аэропорта — это начальники Авдеев Д.М., Авдеев Б.М., Бубякин В.И., Бугреев В.С., Бузин А.Я., Цыбденов Б.Б., Мишлимович Б.Я. и Ли С.Н., каждый из которых оставил след в развитии авиации
Среди командного состава также стоит выделить командиров аэропорта, таких как Климаков С.И., Росляков Л.С., Угринович Э.Д., Ефремов Н.Н. и Простит И.А. Эти профессионалы способствуют расширению возможностей в аэропорту, улучшению работы.
Особое место в истории Магана занимает деятельность Петра Апполоновича Кухто — первого командира 140-го смешанного авиационного полка, который стал для будущего развития не только аэропорта, но и всей системы воздушной связи региона. Под его руководством были изложены основные принципы и стандарты работы, ставшие основой для
Маганское ОАО стало родоначальником республиканской авиации, включая развитие местных воздушных линий (МВЛ) и Почтово-авиационного, маршрутного и хозяйственного управления (ПАНХ). Основное стратегическое значение аэропорта и его командиров в развитии региональной авиации трудно переоценить, так как он создает устойчивую систему воздушного транспорта, которая до сих пор играет решающую роль в экономике.
Климаков
Росляков
Ефимов
Угринович