Историческое развитие аэропорта Маган: от аэродрома до стратегического объекта
В 1938 году был сформирован 234-й авиаотряд специального назначения. Несмотря на стратегически выгодное расположение в центре Якутии, где авиация стремительно развивалась уже с конца 1920-х годов, аэропорт в Магане появился позже других аэропортов региона.
29 ноября 1943 года, согласно приказу начальника воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль, был создан запасной аэродром Маган для приема американских боевых самолетов, перегоняемых на фронт. Аэродром служил резервом на случай закрытия аэропорта Якутск в условиях зимних туманов и располагал собственной комендатурой.
В июне 1944 года в Магане открыли дом отдыха для сотрудников трассы, а в конце 1946 года была завершена первая грунтовая взлетно-посадочная полоса размером 1250 на 100 метров. В том же году аэропорт был подготовлен для ночных полетов. Начальником аэродрома в 1944 году назначили Михаила Дмитриевича Авдеева.
Жизнь и работа на аэродроме были нелегкими: технический персонал доставляли из Якутска, а подготовка самолетов к полету проходила в суровые морозы до -50°C. На тот момент в поселке Маган, кроме нескольких домиков, не было значительных построек.
Официальное открытие аэропорта Маган состоялось в октябре 1949 года. На протяжении долгих лет он выполнял роль запасного аэродрома для аэропорта Якутск, оставаясь важной частью авиационной инфраструктуры Якутии.
Аэропорт Маган и Маганское ОАО действительно сыграли ключевую роль в развитии авиации Якутии благодаря выдающемуся командно-руководящему составу, который руководил ими на разных этапах. Наиболее значимые личности в истории аэропорта — это начальники Авдеев Д.М., Авдеев Б.М., Бубякин В.И., Бугреев В.С., Бузин А.Я., Цыбденов Б.Б., Мишлимович Б.Я. и Ли С.Н., каждый из которых оставил след в развитии авиации
Среди командного состава также стоит выделить командиров аэропорта, таких как Климаков С.И., Росляков Л.С., Угринович Э.Д., Ефремов Н.Н. и Простит И.А. Эти профессионалы способствуют расширению возможностей в аэропорту, улучшению работы.
Особое место в истории Магана занимает деятельность Петра Апполоновича Кухто — первого командира 140-го смешанного авиационного полка, который стал для будущего развития не только аэропорта, но и всей системы воздушной связи региона. Под его руководством были изложены основные принципы и стандарты работы, ставшие основой для
Маганское ОАО стало родоначальником республиканской авиации, включая развитие местных воздушных линий (МВЛ) и Почтово-авиационного, маршрутного и хозяйственного управления (ПАНХ). Основное стратегическое значение аэропорта и его командиров в развитии региональной авиации трудно переоценить, так как он создает устойчивую систему воздушного транспорта, которая до сих пор играет решающую роль в экономике.
Климаков Сергей Иванович (1921-1983 гг.)
Климаков Сергей Иванович родился в деревне с очень хорошим названием Староселье Калужской области в 1921 году в семье председателя сельсовета, участника Первой Мировой войны. После школы окончил годичные курсы учителей и в 16 лет стал учителем сельской школы. И заочно поступил в Егорьевский педагогический институт. Он был настоящим лидером. Молодого умного грамотного учителя в деревне любили и уважали все. И даже взрослые здоровались с ним и обращались к нему на вы. Однажды он увидел самолёт заходящий на посадку и так был восхищён так вдохновился что небо стало его мечтой. После школы окончил годичные курсы учителей и в 16 лет стал учителем сельской школы. И заочно поступил в Егорьевский педагогический институт. Образование – годичные курсы учителей, Вознесенская школа пилотов, Батайское военное авиаучилище, Ульяновская школа высшей летной подготовки. В 1946 году, после войны Климакова С.Н. демобилизовали из армии и направили в распоряжение Управления гражданской авиации, где выбрал своим будущем местом работы – аэропорт Якутск и начал свою трудовую деятельность. Начинал пилотом По-2 в 234 ОСП. Высокопрофессиональный пилот, с 1954 года работал в 139 (Якутском) ОАО на командно-летных должностях: командиром авиаэскадрильи, заместителем командира ОАО по летной службе. С восстановлением управленческих структур авиации Якутии, отдельной авиагруппы управления ГВФ С. И. Климаков был назначен их начальником. Это был период трудного, но плодотворного становления и развития воздушного транспорта ЯАССР. В эти годы шло активное строительство многих новых аэропортов с производственной и социально-бытовой структурами, создавались объединенные авиаотряды в Нюрбе, Жиганске, Зырянке, Батагае, Алдане, переезд 140 ОАО на чистое поле в Магане и формирование Маганского ОАО. Началась эксплуатация самолетов Ил-14, Ан-24, Ан-12, вертолетов Ми-6, Ми-2, расширялась география полетов самолетов Ан-24, выросла транспортная доступность для жителей районов, улучшалась культура обслуживания пассажиров. С. И. Климаковым и его соратниками принимались меры по укреплению технологической и трудовой дисциплины. Сергей Иванович был интеллектуалом, требовательным, но справедливым к людям руководителем, обладающим высокими профессиональными и прекрасными организаторскими способностями.
Росляков Лев Сергеевич (1935 г.р.) Образование – Краснокутское летное училище ГВФ (1956 г.), Ордена Ленина академия ГА (1976 г.). Работать начал в Маганском ОАО пилотом самолета По-2, с 1959 года — пилотом вертолета Ми-1, с 1961 года — пилотом, командиром вертолета Ми-4. Грамотный, перспективный пилот, в 1963 году был назначен командиром вертолетной авиаэксадрильи. Налетал 11 тысяч часов. Лев Сергеевич был одним из талантливых организаторов летной работы, прекрасным методистом, требовательным, но справедливым командиром, крепким хозяйственником. Под его руководством успешно осваивалась эксплуатация первого в СССР зарубежного самолета Л-410. Годы руководства им Маганским ОАО были годами максимального развития, расцвета авиапредприятия. По структуре это предприятие местных воздушных линий и ПАНХ было сложным. В его состав входили Олекминская, Сангарская объединенные авиаэскадрильи, 11 приписных аэропортов, 2 летных отряда. Экипажи воздушных судов работали на геологоразведочные экспедиции по разведке нефти и газа в Кобяйском, Вилюйском, Олекминском районах, обслуживали оленеводов, рыбаков, строительство газопровода Мастах-Якутск, обслуживали население 11 районов республики, охрану лесов, санитарную авиацию. С этой сложной работой успешно справлялся Л. С. Росляков. Под его чутким, высокопрофессиональным руководством выросли сотни классных вертолетчиков. За весомый вклад в подготовку летных кадров, весомый вклад в развитие авиации Якутии и социально-экономическое развитие ЯАССР Лев Сергеевич Росляков достойно поощрен — награжден орденом Трудового Красного знамени, знаком Отличника Аэрофлота, ему присвоены почетные звания «Заслуженный пилот СССР», «Заслуженный работник транспорта ЯАССР», награжден многими другими наградами и поощрениями.
Кухто Петр Аполлонович (1914-1976 гг.)
Родился в Гомельской области в 1914 году. Во время службы в армии с 1936 по 1938 г.г. получил специальность стрелок-радист. После окончания армии с 1938 года работал бортрадистом в транспортном отряде в Якутске, с 1942 года летал в 1-й Краснознаменной перегоночной дивизии флагманским бортрадистом, с 1945 года – пилотом. С 1946 года – пилотом 234 ОСП, командиром санитарного звена, заместителем командира отряда. С 1950 года – командир 140 ОАО, в 1957-1970 годы – командир Маганского ОАО. Петр Аполлонович был талантливым организатором авиационного производства, крупным хозяйственником. Его недюжинные способности проявились в 1957 году, когда начальник ЯОАГ генерал Горский в июле приказал 140 ОАО, базировавшемуся в аэропорту Якутск, перебазироваться в Маган, где были две землянки, недостроенный небольшой деревянный вокзальчик и чистое поле для посадки самолетов. На несколько лет сумел построить объекты производственной и социально-бытовой инфраструктуры, поселок авиаторов с двухэтажными многоквартирными частично благоустроенными домами, клубом и детским садом. Он большое внимание уделял укреплению технологической и трудовой дисциплины – у него был свод методик воспитания. Отряд успешно эксплуатировал самолеты Як-12, Ан-2, вертолеты Ми-4, Ми-1, обслуживал 11 районов республики, внес неоценимый вклад в геологическую разведку недровых богатств Якутии, в создание авиапредприятий местных воздушных линий и специального применения. На базе авиаэскадрильи Маганского ОАО были созданы Нюрбинский, Жиганский, Батагайский, Зырянский ОАО и 197 ОАО в Олекминске. Руководимый им Маганский ОАО стал одним из крупных авиапредприятий применения авиации для нужд народного хозяйства.
Простит Иван Алексеевич (1949 г.р.) Образование – Бугурусланское летное училище ГВФ (1970 г.), Ордена Ленина академия ГА (1982 г.). После окончания училища прибыл в ЯУГА и был направлен в Маганский ОАО, где работал пилотом, командиром самолета Ан-2, заместителем командира 140-го летного отряда, командиром эскадрильи самолетов Л-410, заместителем командира Маганского ОАО по организации летной работы, начальником производственного комплекса МВЛ и СП НАК «Сахаавиа», заместителем начальника регионального управления воздушного транспорта Росавиации. Как профессионал высокого класса, обладающий организаторскими способностями, в 2003 году он был назначен генеральным директором магистральной авиакомпании «Якутия». Пилот I класса, налетал 9 тысяч часов. Внес весомый вклад в подготовку пилотов, командиров самолетов Ан-2, Л-410, в авиатранспортное обслуживание населения 11 районов ЯАССР, в обслуживание отраслей народного хозяйства республики. Работая генеральным директором АК «Якутия», внес большой вклад в освоение эксплуатации в суровых условиях Якутии полученных на лизинг самолетов Боинг-737, Боинг-757, открытие на этих воздушных судах авиасообщения с Москвой, Санкт-Петербургом, многими регионами РФ и с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья, подготовку классных летных кадров для полета на этих самолетах. С 2012 года ушел на пенсию. За вклад Ивана Алексеевича Простита в развитие авиации Якутии и в социально-экономическое развитие республики он награжден Почетными грамотами Верховного совета ЯАССР, Президента РС(Я) и Госсобрания Ил Тумэн, званиями Заслуженного работника транспорта РС(Я), Почетного работника транспорта России и многими другими. Он, находясь на заслуженном отдыхе, активно участвует в общественной жизни авиационного сообщества, председатель Совета ветеранов авиакомпании «Якутия».