АРОМАТНЫЕ ЧАЙНЫЕ ИСТОРИИ

15 декабря – Международный день чая

чашка-removebg-preview
Уважаемый читатель!
На выставке представлены книги, которые вы можете найти в фондах библиотек Якутской централизованной библиотечной системы.
Книги вы можете заказать удобным вам способом:
♦ Через кнопку «ЗАКАЗАТЬ КНИГУ» в ближайшей к вам библиотеке (выбрать из списка)
♦ Написать на нашу электронную почту gaidara@cbsykt.ru
♦ Позвонить по телефону: 420673
С помощью кнопки «Читать ОНЛАЙН — ИЛИМ» можно прочитать книгу на сайте Централизованной библиотечной системы г. Якутска через библиопоиск Якутии «Илим»
А также книги вы можете прочитать бесплатно в электронной библиотеке ЛитРес, для этого нужно зарегистрироваться в ЛитРес через библиотеки города Якутска. Правила пользования ЛитРес здесь.
Уважаемые читатели! 
Чтобы взять книги – достаточно сообщить библиотекарю номер ЕЧБ — Единый читательский билет.
Об Едином читательском билете, а также о Личном кабинете пользователя можете ознакомиться здесь.

Как хорошо, проснувшись ранним утром, выпить чашку ароматного чая, который бодрит не хуже, чем кофе. Создателями классических чайных традиций, как принято считать, являются китайцы, японцы и англичане. В России не следует искать единственно верную традицию питья чая, так как не всегда можно найти объяснение тем или и иным способам «заваривать и пить чай». Но одно понятно, что русский человек все время ищет свои чайные традиции и с удовольствием пьет этот ароматный напиток и получает истинное удовольствие от этого национального напитка.
Представляем виртуальную выставку, посвященную самому популярному напитку в мире – чаю. Предлагаем обзор книг, где литературные герои расскажут о любви к чаю, о чайных церемониях.

Пушкин о чае

 

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», кроме прекрасного описания чаепития в доме Лариных, описал легкую иронию по отношению к молодой провинциальной барышне, разливавшей чай, подобно героиням английских романов:
Смеркалось, на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Над ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал.
 
 
 

А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

Чаепитие у А.С. Пушкина объединяло за самоваром все семейство, старых друзей и знакомых:
«Вечером мы соединились в гостиной около самовара, весело разговаривая о минувшей опасности. Марья Ивановна разливала чай, я сел подле нее и занялся ею исключительно. Родители мои, казалось, благосклонно смотрели на нежность наших отношений. Доселе этот вечер живет в моем воспоминании».

Чай у Гоголя

Н.В. Гоголь. Мертвые души

Особую роль концепт «чай» играет в поэме «Мертвые души». Еда в произведении неоднократно становилась предметом внимания исследователей, ученые говорили о ее «важности и значимости в композиционной структуре художественного текста». Однако концепт «чай» в поэме «Мертвые души» специально не исследовался. При этом именно чай является в произведении некой «константой»: этот напиток подается на стол каждого помещика и присутствует в каждой главе. Чай упоминается уже в первых строках «Мертвых душ». Описывая гостиницу уездного города NN, в которой останавливается Чичиков, Гоголь замечает: «купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю». Примечательно, что чай в этом фрагменте неразрывно связан с купеческим сословием, несмотря на то что в литературе периода 1840-х гг. чай уже не является непременным атрибутом жизни купцов. «Чай как атрибут купеческого быта» – эта, одна из ключевых репрезентаций концепта «чай» литературы рубежа XVIII и XIX вв., возникая уже в самом начале поэмы, подготавливает тем самым все дальнейшие неожиданные и нелогичные путешествия во времени, которые на протяжении всего произведения будут сопровождать читателя. Чай подчеркивает контрасты в тексте, позволяет автору сделать гротеск более ярким, проиллюстрировать мотив пути, служит выразительной бытописательской деталью. Основными репрезентациями концепта «чай» в поэме являются: «элемент гостеприимства», «атрибут дружеского общения», «чай как товар», «чай как элемент роскоши».

Н.В. Гоголь. Записки сумасшедшего

В повести «Записки сумасшедшего» (1834) упоминание чая встречается в эпизодах, иллюстрирующих безумие героя. В частности, Аксентий Иванович приводит слухи о животных, обладающих человеческими качествами, рассказывая о их любви к заморскому напитку: «Я читал тоже в газетах о двух коровах, которые пришли в лавку и спросили себе фунт чаю». В другом месте повести автор воспроизводит переписку двух собачек Фидель и Меджи, в которой также содержится упоминание чая; чай выступает здесь показателем особого «аристократического» положения одной из собачек: «Я пью чай и кофий со сливками». Ах, machere, я должна тебе сказать, что я вовсе не вижу удовольствия в больших обглоданных костях, которые жрёт на кухне наш Полкан». Описание того, как животные пьют чай и рассуждают о нем, подчеркивает необычность и нестандартность мышления Сумасшедшего и его отход от привычного и традиционного поведения, принятого окружающим обществом.
 

Н.В. Гоголь.
Шинель

Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин, вступая на путь экономии, вызванной необходимостью сшить новую шинель, решает в первую очередь отказаться от чая: «Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи…». В этом же произведении употребление чая показывается как органичная часть досуга петербургских чиновников – «время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек…», поэтому отказ Акакия Акакиевича от чаепития может интерпретироваться и как временный выход из своего сословия. Примечательно, что после появления у героя новой шинели его приглашают принять участие в коллективном чаепитии: «…Один из чиновников, какой-то даже помощник столоначальника, вероятно, для того, чтобы показать, что он ничуть не гордец и знается даже с низшими себя, сказал: “Так и быть, я вместо Акакия Акакиевича даю вечер и прошу ко мне сегодня на чай: я же, как нарочно, сегодня именинник”. Чиновники, натурально, тут же поздравили помощника столоначальника и приняли с охотою предложение». Посещение Акакием Акакиевичем этого мероприятия становится для него роковым, поскольку драгоценную шинель отнимают у него при возвращении с этого чаепития.
 

Тургеневские чаепития

 

И.С. Тургенев. Отцы и дети.

Сцены чаепития можно найти и в произведениях Тургенева. Например, в романе «Отцы и дети» помещица Одинцова приглашала гостей: Я думаю, чай готов? — промолвила Одинцова. — Господа, пойдемте; тетушка, пожалуйте чай кушать. Да. В России так и говорили: «Кушать чай». Потому что к ароматному, обязательно из самовара, чаю прилагались разные вкусности: сладости, мед, различные варенья, пряники, пироги и бублики. Кто чем богат: Катя, разливавшая чай, первой ей (Одинцовой) подала чашку с раскрашенным гербом. Старуха положила себе мед в чашку (она находила, что пить чай с сахаром и грешно и дорого, хотя сама не тратила копейки ни на что).

Чай по Достоевскому

 

Ф. М. Достоевский. Бедные люди

Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин жил в лишениях, на всём стараясь экономить ради девушки, Варвары Алексеевны, и потому описание его чаепития предельно просто — чай да сахар. Частный сыщик Маслобоев живёт в достатке, и в романе присутствует подробное описание чайного стола, который приготовила его сожительница, Александра Семёновна. Сам чай в этом доме и всё, что к нему подавалось, было самого хорошего качества. «Хорошенький томпаковый самовар кипел на круглом столике, накрытом прекрасною и дорогою скатертью. Чайный прибор блистал хрусталём, серебром и фарфором.
 
 

Ф.М. Достоевский «Бесы»

Описания различных чаепитий часто встречаются в художественной литературе XVII—XIX веков, в частности у блестящего знатока петербургского быта Ф. М. Достоевского, который сам любил чай и всё, что к нему подавалось. В «Бесах»: «Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Лев Толстой о чае

 

 

Л.Н. Толстой. Семейное счастье

У Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара, и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне все казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

Чеховский чай

 

 

А.П. Чехов. В овраге

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьет чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, – говорила Липа. – Сяду себе в уголочке и все чай пью с вареньем. Или с Варварой Николавной вместе пьем, а оне что-нибудь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Источники:

  1. Бурдин И. В. Концепт «чай» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2021. Т. 13, вып. 3. С. 79–85.
  2. В поисках традиций русского чаепития. Чай по Достоевскому.

  3. «Вкусняшки» художественной литературы. Чай.

  4. Охотники до чаю в русской литературе.

  5. Чаепития на страницах русской литературы.

Наш адрес:

Библиотека-филиал №16 «Зал семейного чтения имени А.П.Гайдара»

Правила пользования библиотекой ЗДЕСЬ

г. Якутск, проспект Ленина 7/2

тел: +7 (4112) 420673

эл. почта: gaidara@cbsykt.ru

Выставку подготовила Максимова Р.Н.