Совсем скоро – день рождения Виктора Цоя, поэта и музыканта, самой яркой звезды отечественной рок-сцены. При всей кажущейся простоте, лаконизме и мелодической прозрачности, его песни несут в себе уникальную формулу таланта. Его песни одинаково близки и выросшей на них молодежи 80-х — 90-х, и современному молодому поколению – приверженцам, казалось бы, совсем иной музыкальной культуры. Творчество Цоя продолжает жить, находя отклик и оставаясь актуальным во все времена. Сменяются поколения, а Виктор Цой остаётся «последним героем» русского рока.
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Он был единственным ребёнком в семье инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны. Всё своё детство музыкант провёл в родном городе, в окрестностях Московского парка Победы; Цой родился в располагающемся внутри парка роддоме на Кузнецовской улице (сейчас это кардиоцентр). Его семья до 1990-х годов жила в примечательном «генеральском доме» на углу Московского проспекта и улицы Бассейной (сейчас это памятник архитектуры). Тогда Виктор учился в близлежащей школе на улице Фрунзе, где работала его мать.
ЦОЙ-ХУДОЖНИК
Виктор Цой мог бы стать профессиональным художником. Творческие наклонности проявились у Виктора в раннем детстве. Ему было всего пять, а он уже отлично лепил и рисовал. В 1974–1977 годах Цой учился в средней художественной школе, потом поступил в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова. Из учебного заведения будущего певца исключили за неуспеваемость, после чего он поступил в СГПТУ-61 и стал учиться на резчика по дереву. После окончания училища, его распределили в реставрационную мастерскую Екатерининского дворца в Пушкине, что тогда считалось очень престижным. Однако долго он там не проработал, увлечение музыкой перевесило пристрастие к художественному творчеству.
К счастью, став известным музыкантом, рисовать Цой не бросил. В 1980-х он присоединился к сообществу «Новые художники» и неоднократно принимал участие в выставках. Ленинградские художники-авангардисты того времени высоко ценили работы Виктора Цоя. На его счету несколько автопортретов, а также шутливая «Картину написать не успел» — с этими же словами, но без рисунка. Художественные работы музыканта похожи на комикс, отражающий мир из геометрических фигур, в котором главные герои — квадратноголовые человечки.
Цой писал не только на бумаге, но и на кухонной клеенке, упаковочном поролоне — словом, на всем, что попадалось под руку. Из США он как-то привез набор профессиональных акриловых фломастеров, но из 32 успел воспользоваться только тремя: оранжевым, розовым и фиолетовым. Ими написал «Последнего героя», «Балкон» и «Дорогу».
Для детей своей второй жены Натальи Разлоговой Цой лепил забавные пластилиновые фигурки, изображающие фэнтезийных существ, а из дерева вырезал миниатюрные скульптуры нэцке.
ЦОЙ-МУЗЫКАНТ
Еще в 1976 году, учась в художественной школе, Цой основал свой первый музыкальный коллектив с одноименным чеховским рассказом – “Палата номер 6″. В 1979 году был записан единственный альбом под названием “Слонолуние”, коллектив завершил свое существование в 1981 году.
В этом же году Цой вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским основали группу “Гарин и Гиперболоиды”. В начале 1982 года коллектив был официально принят в члены Ленинградского рок-клуба, вскоре музыканты сменили название на “Кино”. Впоследствии членами коллектива были также Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Александр Титов, Игорь Тихомиров и другие музыканты.
За период своего творчества музыканты записали 8 альбомов – “46” (1983), “Начальник Камчатки” (1984), “Это не любовь” (1985), “Ночь” (1986), “Группа крови” (1988), “Последний герой” (1989) и “Звезда по имени Солнце” (1989).
Цой был вокалистом и гитаристом, автором практически всей музыки и текстов. Во второй половине 1980‑х гг., особенно после выхода альбома “Группа крови”, коллектив приобрел широкую популярность в СССР, регулярно проводил концерты и гастроли, неоднократно становился лауреатом на фестивалях Ленинградского рок-клуба. Записи “Кино” распространялись миллионными тиражами, гастрольные концерты собирали аншлаги на стадионах. Виктор Цой стал символом эпохи перестройки.
Песни Виктора Цоя вошли в первый сборник советской рок-музыки. В 1989 году группа “Кино” впервые дала концерт за рубежом – в Копенгагене (Дания). В этом же году музыканты побывали во Франции, где записали альбом “Последний герой”.
ЦОЙ-КОЧЕГАР
Чтобы иметь официальное место работы и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.
Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение. Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерей, Андрей Машнин и другие. Здесь же проходили тусовки, квартирник и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подбрасывать уголь, а в другом кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «абсолютно свободным». Сейчас в этой котельной (г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, 15) устроен клуб-музей Виктора Цоя.
ЦОЙ-АКТЕР
Цой имел успех и на актерском поприще. Он снялся в восьми фильмах, часть из которых документальные. Режиссеры игрового кино ценили его за артистичность и харизму. Виктор Цоя можно увидеть в «Ассе» (1987) Сергея Соловьева и «Игле» (1988) Рашида Нугманова. В последней он исполнил роль Моро — молодого человека, который спасает от наркозависимости свою знакомую. Оценили эту работу не только поклонники, но и критики: в 1898 г. журнал «Советский экран» назвал Цоя актером года. У Нугманова сохранился оригинальный сценарий с пометками, которые были сделаны в том числе и рукой Цоя. Актер иногда правил свои реплики.
«Сначала он сомневался: «Я же не актер, не лицедей». Но это как раз и требовалось. Я объяснил: «Ты абсолютно киногеничен и должен просто оставаться самим собой». Я привел ему в пример Брюса Ли и Джеймса Дина — оба на экране никого не играли, и оказалось, что оба его идолы», — вспоминает режиссер.
15 августа 1990 года «москвич», за рулем которого ехал Виктор Цой, на большой скорости врезался в автобус. Это произошло на трассе Слока — Талси, в Латвии. Позже было установлено, что музыкант уснул за рулем. Его похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. Последняя пластинка «Кино» под названием «Черный альбом» была выпущена уже после смерти фронтмена группы. 15 августа поклонники рок-группы отмечают день памяти Виктора Цоя.
Книги, аудиокниги и подкасты про Виктора Цоя
Лето Виктора Цоя
Автор:Юрий Айзеншпис
В фильме Кирилла Серебренникова Виктор Цой показан совсем юным, неуверенным в себе музыкантом, которого берет под свое крыло уже достаточно успешный Майк Науменко.
Именно эта летняя встреча становится судьбоносной для истории группы «Кино» и всего русского рока.
О том, как все происходило на самом деле и каким в действительности был начинающий музыкант по имени Виктор Цой, вы узнаете из книги.
Книга также выходила под названием «Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды».
Цой. Последний герой современного мифа.
Автор:Виталий Калгин
Каким он был на самом деле Виктор Цой? Как рождалась легенда? Можно ли отличить правду от фантазии? Давайте попробуем если не восстановить истину, то хотя бы приблизиться к ней…
Автор книги попытался рассказать о невымышленном Викторе Цое, попробовал детально восстановить факты его биографии и творческой жизни. В книгу вошли откровенные свидетельства родных, близких, друзей музыкантов – коллег Цоя, а также уникальные материалы – рассказы очевидцев, фотографии, письма, документы из личных архивов. Текст публикуется в новой редакции с дополнениями.
Виктор Цой. Подлинные черновики. Песни, рукописи, рисунки. Памятный альбом
Автор:Виталий Калгин
Вместе с гибелью Цоя — лидера группы «КИНО» — закончилась эпоха великих героев русского рока, он был последним из таковых. Цой и «КИНО» стали подлинными народными легендами. «Памятный альбом» вовсе не нарушает легендарного флера, наоборот, привнося в легенду правду, он делает ее подлинно эпической.
Впервые в альбоме опубликованы неизвестные черновики, рукописи и рисунки лидера группы «КИНО». Издание дополнено редкими фотографиями и документами из архивов Александра Цоя, семьи Цой и Наталии Разлоговой.
Виктор Цой и группа «КИНО». Настоящая история группы. Полное собрание цветных фотографий
Автор:Виталий Калгин
15 августа 2020 года исполнилось 30 лет с того дня, как в автомобильной катастрофе трагически погиб лидер рок-группы «КИНО» – Виктор Робертович Цой. Новый альбом посвящен истории команды от основания, и заканчивая ее последними концертами. В книге собраны воспоминания друзей, соратников, музыкантов, режиссеров, организаторов концертов, фотографов, журналистов, поклонников легендарной четверки.
Впервые в одном издании в таком объеме опубликованы фотографии группы в цвете, а также рисунки Виктора Цоя.
Виктор Цой. Последний поворот. Журналистское расследование обстоятельств гибели Виктора Цоя
Автор:Лев Годованник
Эта книга – первое в России журналистское расследование, раскрывающее истинные причины гибели Виктора Цоя в августе 1990 года в Латвии. Автор развенчивает мифы о насильственной смерти легендарного рок-музыканта и опровергает официальную версию правоохранительных органов, из которой следует, будто он уснул за рулем. Журналистское расследование выявило виновника трагедии и должностное лицо, чьи действия позволили спустить это дело на тормозах.
Три кита: БГ, Майк, Цой
Автор:Алексей Рыбин
Книга музыканта раннего «Кино» и не только, писателя и сценариста Алексея Рыбина, о трех ленинградских музыкантах, которые играли очень разную музыку и составили канон того, что позднее назовут русским роком. Борис Гребенщиков, Майк Науменко и Виктор Цой повлияли на всю постсоветскую музыку, и воспоминания Рыбина о них, его друзьях и соратниках ценны не только как портрет эпохи, но и как исследование истоков этого влияния.
Виктор Цой: Поём вместе с тобой
Автор:Виталий Калгин
В аудиокниге Виталий Калгин рассказывает о Викторе Цое – художнике и музыканте, лидере ленинградской рок-группы «КИНО». Более двадцати лет назад Цой погиб в автокатастрофе, но по-прежнему остается звездой по имени Солнце. Смерть Цоя воистину стала его вторым рождением. В книге показан мир ленинградской рок-тусовки 1980-х годов, использованы некоторые ранее не опубликованные свидетельства и материалы из личных архивов, позволяющие создать правдивую картину жизни, творчества и трагической смерти кумира советской молодежи.
Лекция «Цой – как это вышло»
Автор:Дмитрий Быков
Виктор Цой – главная фигура российской рок-музыки и самый популярный в России культурный герой второй половины ХХ века. Соперничать с ним может только Гагарин. Как это получилось и каким поэтом был Цой, чьи песни до сих пор полнее всего выражают ментальность спальных районов всей России? Какой должна быть поэзия, чтобы столь универсально говорить за всех?
Что нового принес Цой в искусство русского стиха и как дошел до своего восточного минимализма? Обо всем этом – в лекции Дмитрия Быкова о Викторе Цое.
ЖЗЛ. Виктор Цой
Автор:Библиотеки Волгодонска
Подкаст: Библиоэфир
Новый эпизод рубрики посвящён Виктору Цою, легендарному советскому рок-музыканту, певцу, гитаристу и автору песен, основателю и солисту культовой группы «Кино». В выпуске — разговор сотрудника центральной библиотеки Ирины Курниковой и руководителя волгодонского Клуба книголюбов Димы Дьякова о Викторе Цое, культовом рок-музыканте.