"Человек эпохи перемен"

к 60-летию Виктора Цоя

Совсем скоро – день рождения Виктора Цоя, поэта и музыканта, самой яркой звезды отечественной рок-сцены. При всей кажущейся простоте, лаконизме и мелодической прозрачности, его песни несут в себе уникальную формулу таланта. Его песни одинаково близки и выросшей на них молодежи 80-х — 90-х, и современному молодому поколению – приверженцам, казалось бы, совсем иной музыкальной культуры. Творчество Цоя продолжает жить, находя отклик и оставаясь актуальным во все времена. Сменяются поколения, а Виктор Цой остаётся «последним героем» русского рока.

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Он был единственным ребёнком в семье инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны. Всё своё детство музыкант провёл в родном городе, в окрестностях Московского парка Победы; Цой родился в располагающемся внутри парка роддоме на Кузнецовской улице (сейчас это кардиоцентр). Его семья до 1990-х годов жила в примечательном «генеральском доме» на углу Московского проспекта и улицы Бассейной (сейчас это памятник архитектуры). Тогда Виктор учился в близлежащей школе на улице Фрунзе, где работала его мать.

ЦОЙ-ХУДОЖНИК

Виктор Цой мог бы стать профессиональным художником. Творческие наклонности проявились у Виктора в раннем детстве. Ему было всего пять, а он уже отлично лепил и рисовал. В 1974–1977 годах Цой учился в средней художественной школе, потом поступил в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова. Из учебного заведения будущего певца исключили за неуспеваемость, после чего он поступил в СГПТУ-61 и стал учиться на резчика по дереву. После окончания училища, его распределили в реставрационную мастерскую Екатерининского дворца в Пушкине, что тогда считалось очень престижным. Однако долго он там не проработал, увлечение музыкой перевесило пристрастие к художественному творчеству.

К счастью, став известным музыкантом, рисовать Цой не бросил. В 1980-х он присоединился к сообществу «Новые художники» и неоднократно принимал участие в выставках. Ленинградские художники-авангардисты того времени высоко ценили работы Виктора Цоя. На его счету несколько автопортретов, а также шутливая «Картину написать не успел» — с этими же словами, но без рисунка. Художественные работы музыканта похожи на комикс, отражающий мир из геометрических фигур, в котором главные герои — квадратноголовые человечки.

Цой писал не только на бумаге, но и на кухонной клеенке, упаковочном поролоне — словом, на всем, что попадалось под руку. Из США он как-то привез набор профессиональных акриловых фломастеров, но из 32 успел воспользоваться только тремя: оранжевым, розовым и фиолетовым. Ими написал «Последнего героя», «Балкон» и «Дорогу».

Для детей своей второй жены Натальи Разлоговой Цой лепил забавные пластилиновые фигурки, изображающие фэнтезийных существ, а из дерева вырезал миниатюрные скульптуры нэцке.

ЦОЙ-МУЗЫКАНТ

Еще в 1976 году, учась в художественной школе, Цой основал свой первый музыкальный коллектив с одноименным чеховским рассказом – “Палата номер 6″. В 1979 году был записан единственный альбом под названием “Слонолуние”, коллектив завершил свое существование в 1981 году.
В этом же году Цой вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским основали группу “Гарин и Гиперболоиды”. В начале 1982 года коллектив был официально принят в члены Ленинградского рок-клуба, вскоре музыканты сменили название на “Кино”. Впоследствии членами коллектива были также Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Александр Титов, Игорь Тихомиров и другие музыканты.

За период своего творчества музыканты записали 8 альбомов – “46” (1983), “Начальник Камчатки” (1984), “Это не любовь” (1985), “Ночь” (1986), “Группа крови” (1988), “Последний герой” (1989) и “Звезда по имени Солнце” (1989).
Цой был вокалистом и гитаристом, автором практически всей музыки и текстов. Во второй половине 1980‑х гг., особенно после выхода альбома “Группа крови”, коллектив приобрел широкую популярность в СССР, регулярно проводил концерты и гастроли, неоднократно становился лауреатом на фестивалях Ленинградского рок-клуба. Записи “Кино” распространялись миллионными тиражами, гастрольные концерты собирали аншлаги на стадионах. Виктор Цой стал символом эпохи перестройки.
Песни Виктора Цоя вошли в первый сборник советской рок-музыки. В 1989 году группа “Кино” впервые дала концерт за рубежом – в Копенгагене (Дания). В этом же году музыканты побывали во Франции, где записали альбом “Последний герой”.

ЦОЙ-КОЧЕГАР

Чтобы иметь официальное место работы и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.
Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение. Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерей, Андрей Машнин и другие. Здесь же проходили тусовки, квартирник и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подбрасывать уголь, а в другом кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «абсолютно свободным». Сейчас в этой котельной (г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, 15) устроен клуб-музей Виктора Цоя.

ЦОЙ-АКТЕР

Цой имел успех и на актерском поприще. Он снялся в восьми фильмах, часть из которых документальные. Режиссеры игрового кино ценили его за артистичность и харизму. Виктор Цоя можно увидеть в «Ассе» (1987) Сергея Соловьева и «Игле» (1988) Рашида Нугманова. В последней он исполнил роль Моро — молодого человека, который спасает от наркозависимости свою знакомую. Оценили эту работу не только поклонники, но и критики: в 1898 г. журнал «Советский экран» назвал Цоя актером года. У Нугманова сохранился оригинальный сценарий с пометками, которые были сделаны в том числе и рукой Цоя. Актер иногда правил свои реплики.

РАШИД НУГМАНОВ

режиссер фильма «Игла»

«Сначала он сомневался: «Я же не актер, не лицедей». Но это как раз и требовалось. Я объяснил: «Ты абсолютно киногеничен и должен просто оставаться самим собой». Я привел ему в пример Брюса Ли и Джеймса Дина — оба на экране никого не играли, и оказалось, что оба его идолы», — вспоминает режиссер.

15 августа 1990 года «москвич», за рулем которого ехал Виктор Цой, на большой скорости врезался в автобус. Это произошло на трассе Слока — Талси, в Латвии. Позже было установлено, что музыкант уснул за рулем. Его похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. Последняя пластинка «Кино» под названием «Черный альбом» была выпущена уже после смерти фронтмена группы. 15 августа поклонники рок-группы отмечают день памяти Виктора Цоя.

Книги, аудиокниги и подкасты про Виктора Цоя


Лето Виктора Цоя
Автор:Юрий Айзеншпис

В фильме Кирилла Серебренникова Виктор Цой показан совсем юным, неуверенным в себе музыкантом, которого берет под свое крыло уже достаточно успешный Майк Науменко.
Именно эта летняя встреча становится судьбоносной для истории группы «Кино» и всего русского рока.
О том, как все происходило на самом деле и каким в действительности был начинающий музыкант по имени Виктор Цой, вы узнаете из книги.

Книга также выходила под названием «Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды».

Полное описание Закрыть

Цой. Последний герой современного мифа.

Автор:Виталий Калгин

Каким он был на самом деле Виктор Цой? Как рождалась легенда? Можно ли отличить правду от фантазии? Давайте попробуем если не восстановить истину, то хотя бы приблизиться к ней…

Автор книги попытался рассказать о невымышленном Викторе Цое, попробовал детально восстановить факты его биографии и творческой жизни. В книгу вошли откровенные свидетельства родных, близких, друзей музыкантов – коллег Цоя, а также уникальные материалы – рассказы очевидцев, фотографии, письма, документы из личных архивов. Текст публикуется в новой редакции с дополнениями.

Полное описание Закрыть

Виктор Цой. Подлинные черновики. Песни, рукописи, рисунки. Памятный альбом

Автор:Виталий Калгин

Вместе с гибелью Цоя — лидера группы «КИНО» — закончилась эпоха великих героев русского рока, он был последним из таковых. Цой и «КИНО» стали подлинными народными легендами. «Памятный альбом» вовсе не нарушает легендарного флера, наоборот, привнося в легенду правду, он делает ее подлинно эпической.

Впервые в альбоме опубликованы неизвестные черновики, рукописи и рисунки лидера группы «КИНО». Издание дополнено редкими фотографиями и документами из архивов Александра Цоя, семьи Цой и Наталии Разлоговой.

 

Полное описание Закрыть

Виктор Цой и группа «КИНО». Настоящая история группы. Полное собрание цветных фотографий
Автор:Виталий Калгин

15 августа 2020 года исполнилось 30 лет с того дня, как в автомобильной катастрофе трагически погиб лидер рок-группы «КИНО» – Виктор Робертович Цой. Новый альбом посвящен истории команды от основания, и заканчивая ее последними концертами. В книге собраны воспоминания друзей, соратников, музыкантов, режиссеров, организаторов концертов, фотографов, журналистов, поклонников легендарной четверки.
Впервые в одном издании в таком объеме опубликованы фотографии группы в цвете, а также рисунки Виктора Цоя.

Полное описание Закрыть

Виктор Цой. Последний поворот. Журналистское расследование обстоятельств гибели Виктора Цоя
Автор:Лев Годованник

Эта книга – первое в России журналистское расследование, раскрывающее истинные причины гибели Виктора Цоя в августе 1990 года в Латвии. Автор развенчивает мифы о насильственной смерти легендарного рок-музыканта и опровергает официальную версию правоохранительных органов, из которой следует, будто он уснул за рулем. Журналистское расследование выявило виновника трагедии и должностное лицо, чьи действия позволили спустить это дело на тормозах.

Полное описание Закрыть

Три кита: БГ, Майк, Цой

Автор:Алексей Рыбин

Книга музыканта раннего «Кино» и не только, писателя и сценариста Алексея Рыбина, о трех ленинградских музыкантах, которые играли очень разную музыку и составили канон того, что позднее назовут русским роком. Борис Гребенщиков, Майк Науменко и Виктор Цой повлияли на всю постсоветскую музыку, и воспоминания Рыбина о них, его друзьях и соратниках ценны не только как портрет эпохи, но и как исследование истоков этого влияния.

Полное описание Закрыть

Наш адрес:

Библиотека-филиал №7 «Дом семейной книги»
г. Якутск, ул. Автодорожная, 40
тел: +7 (4112) 33-12-86
эл. почта: dsk@cbsykt.ru

Выставку подготовила:

Габышева Ю.С.

© МБУ «Централизованная Библиотечная Система» ГО «город Якутск», 2022