Библиотека-филиал №22

«SMART-библиотека»

БЕГУЩИЙ В ЛАБИРИНТЕ

А вы знали, что этому необычному и мистическому строению посвятили даже отдельный праздник?

День лабиринта ежегодно отмечают 4 мая

В наше время лабиринты утратили возложенные на них некогда оборонительные функции и стали культурными объектами для развлечения и игр. Человек всегда тянулся к этим сооружениям, поскольку они представляли собой сосредоточение мыслительной и логической деятельности, загадочности, элемента неожиданности и самой настоящей интриги. 

Что в первый очередь приходит на ум, когда говорят про лабиринт? Конечно же, самая популярная антиутопия прошлого десятилетия «Бегущий в лабиринте». А вы знали, что одноименный фильм был снят всего за 44 дня? Знаете ли что есть приквел к трилогии, где рассказывается за 13 лет до событий, происходящих в Лабиринте? Об этом и о многом другого интересного вы узнаете в нашей статье. 

Давайте сравним книги и экранизации, узнаем много интересных фактов и разберем пасхалки. Осторожно, в статье могут быть спойлеры!

А Когда появились первые лабиринты в мире?

Упоминания о лабиринтообразных сооружениях относятся к 1-2 веку до нашей эры и базируются на сочинениях Геродота, Марка Варрона, Плиния Старшего и Страбона. Это позволяет историкам судить о том, что большинство конструкций были придуманы и сконструированы в античной Греции и древнем Египте.

Египетские лабиринты. Согласно данным, полученным из писаний Геродота Галикарнасского, все лабиринты в древнеегипетских городах были идентичны. Они представляли собой четырехугольные здания, одна из сторон которых примыкала к пирамиде. Внутри находилось множество разноплановых помещений, соединенных между собой причудливыми путями, и уходящих частично под землю. Без проводника ориентироваться в комнатах было попросту невозможно.

Размеры строений в Греции были на порядок меньше, при этом конструкция не предусматривала последующего пользования ей.

Римские конструкции создавались как сеть склепов для погребения. О роскошно украшенных гробницах писал сам Плиний, древнеримский эрудит и писатель, ценящий красоту во всем.

Помимо классических месторождений стоит упомянуть и другие страны. Так в Китае считали, что злые силы передвигаются только по прямой, потому лабиринт спасет жителей от наваждения духов; а скандинавы проходили сквозь угольные помещения, чтобы привлечь удачу в предстоящем рыболовном промысле и вернуться с охоты живым.

Примечательно, что подобные сооружения строились даже в период становления христианства в качестве инсценировки крестовых походов на Иерусалим и подобно олицетворению спасения в конечном итоге. Многие верующие ползли весь путь на коленях, получая таким образом спасение и освобождение от груза сотворенных грехов.

История создания ЗНАМЕНИТОЙ АНТИУТОПИИ

Джеймс Дэшнер родился 26 ноября 1972 года в американском городе Остилл, штат Джорджия. Он был седьмым ребёнком в семье.

С самого детства Джеймс очень любил читать и сам мечтал стать писателем. После окончания школы он поступил в Университет имени Бригема Янга (штат Юта), где получил степень магистра в области бухгалтерского учёта. Несколько лет работал по специальности и одновременно пытался сочинять книги для юношества.

Осенью 2005 года Дэшнер написал четыре книги завершённой «Саги Джимми Фишера», выпущенные лишь небольшим региональным издательством. Владелец издательства посоветовал Дэшнеру написать ещё одну книгу из этой серии, однако тот вместо этого решил рискнуть написать отдельную книгу, которую можно было бы выпустить на мировой рынок. В ноябре того же года перед сном Джеймсу Дашнеру неожиданно пришла в голову идея «о группе подростков, живущих внутри огромного Лабиринта, из которого нет выхода; Лабиринта, полного отвратительных тварей; Лабиринта в будущем, тёмном, антиутопическом мире. Можно было бы поэкспериментировать, изучить то, что творилось в голове у этих мальчишек. С ними будут происходить страшные вещи. Ужасные вещи. Они будут в совершенно безнадёжном положении. До тех пор, пока жертвы не воспользуются силой своего разума». Дашнер писал «Бегущего По Лабиринту» с декабря 2005 года по март 2006.

В итоге получилась целая серия о приключениях Томаса и его друзей, куда входят романы:

«Бегущий по лабиринту» (The Maze Runner, 2009),

«Испытание огнём» (The Scorch Trials, 2010)

«Лекарство от смерти» (The Death Cure, 2011).

К серии примыкает роман «Тотальная угроза» (The Kill Order, 2012) — приквел происходящих в трилогии событий.

Основной сюжет "БЕГУЩЕГО В ЛАБИРИНТЕ"

Главный герой книжной серии, шестнадцатилетний подросток по имени Томас, просыпается практически с полной амнезией в странном лифте, который доставляет его в Приют. Это вымощенный каменными плитами двор величиной в несколько футбольных полей. Во дворе есть четырёхэтажное деревянное здание, бетонный бункер с массивной стальной дверью, огород, где растут овощи и фрукты, небольшая роща и загон со скотом: овцами, свиньями, коровами. Приют со всех сторон окружают гигантские стены из серого камня, кое-где покрытые густым плющом. Каждую ночь стены меняют своё положение, образуя Лабиринт, выбраться через который наружу невозможно. В стенах есть несколько Дверей — так называются проходы в Лабиринт, которые на ночь закрываются.

Внутри Приюта обитают полсотни парней разного возраста, но не старше лет восемнадцати. Каждый из них попал в Приют через лифт, который ребята называют Ящиком. Ежемесячно Ящик доставляет очередного парнишку, еженедельно — разные припасы, одежду, кое-какие медикаменты. Обитатели Приюта не помнят ничего о своём прошлом, кроме имени. Они называют себя «приютелями» (в фильмах — глэйдерами, по английскому названию их обиталища: Поляна, глэйд). Самый первый глэйдер появился в Приюте три года назад, и с тех пор никто не смог выбраться наружу. Кто и зачем отправил их в Приют, молодые люди не знают.

КАКУЮ ФункциЮ ВЫПОЛНЯЕТ лабиринт в романе?

Итак, наши герои находятся в центре гигантского лабиринта, из которого они должны вырваться.

Так что же такое этот Лабиринт? Исследовательский объект или все же крепость, спасающая от внешнего мира?

Рассмотрим отрывок из научной статьи Лещёвой Екатерины Александровны, где подробно изучены эти вопросы.

Можно выделить несколько функций Лабиринта:

— ограничительная функция;

— защитная функция;

— научно-исследовательская функция;

— функция развития социальной сознательности.

Ограничительная функция не позволяет глэйдерам узнать, что такое свобода. Данная функция как бы символизирует то, что прежняя их жизнь навсегда забыта и уже никогда не вернется. Но глэйдеры все равно не теряют надежды когда-нибудь выбраться из Лабиринта, иначе у них не было бы пытающихся убежать. Лабиринт ограничивает и их желания, мечты, социальные контакты, знания, умения и многое другое. Глэйдерам пришлось самим придумывать технологии построения зданий, приготовления еды. Они создали даже свой алкоголь. Конечно, многие знания были уже заложены в них до прибытия и сохранились в сознании. На основе таких «ограничений» у глэйдеров развивалась экзистенциальная депривация и полная зависимость от группы.

Защитная функция является одной из главных, поскольку позволяет им жить, ибо двигающиеся ночью стены не пропускают внутрь гриверов. И как бы плохо не влияла первая функция на глэйдеров, защитная функция оберегает их от воздействия внешнего мира: не у всех глэйдеров имеется иммунитет к вирусной эпидемии, царящей во внешнем мире.

Научно-исследовательская функция лабиринта позволяет «ПОРОКу» собирать данные о работе мозга подопытных, то есть глэйдеров, для того, чтобы найти лекарство от эпидемии.

Функция развития социальной сознательности необходима в Глэйде для того, чтобы дети смогли мирно сосуществовать друг с другом. Это помогает им лучше узнать друг друга, стать ближе и иметь устройство жизни, которое всем по душе.

Таким образом, функции Лабиринта в произведении Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту» довольно обширны и взаимосвязаны. Каждая функция важна как в отдельности, так и в совокупности и имеет значение для подростка. При нарушении одной из функций другие перестают действовать. Примером служит нарушение защитной функции, после чего перестали играть роль и остальные.

Так как эксперимент продолжился и за стенами Лабиринта, можно утверждать, что это все-таки крепость, скрывающая подростка от ужасов внешнего мира, но сковывающая свободу действий. Лабиринт — это своеобразная проекция современного мира для ребенка.

ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНОВ

Фильм «Бегущий в лабиринте» (The Maze Runner) был выпущен студией 20th Century Fox в 2014 году. В написании сценария участвовал автор оригинала, ленту поставил Уэс Болл, в картине были заняты малоизвестные молодые актёры Дилан О’Брайэн, Томас Сангстер, Кая Скоделарио, Ки Хонг Ли.

Отсутствие голливудских звёзд позволило существенно сэкономить на стоимости картины, которая тем не менее стала блокбастером: при бюджете в 34 миллиона долларов мировые сборы составили более 340 миллионов — в десять раз больше!

Невероятный успех фильма обеспечил производство продолжения — новая картина Уэса Болла «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём» вышла в сентябре 2016 года. Бюджет картины увеличили в два раза, но сборы остались примерно на том же уровне — около 300 миллионов.

Выход финальной части, «Лекарство от смерти», намечался на 2017-й год, но в итоге съёмки пришлось остановить из-за серьёзной травмы, полученной Диланом О’Брайэном на съёмочной площадке. В итоге фильм вышел в начале 2018-го.

факты о фильме "Бегущий в лабиринте"

  1. Эпопея стоимостью 34 миллиона долларов была снята всего за 44 дня.

  2. Чтобы получить роль Чака, актер Блейк Купер постоянно выступал за прослушивание через твиттер. Он отправлял твит режиссеру Уэсу Боллу за твитом после твита, заявляя, что он создан для роли. Уэс Болл в конце концов смягчился и сказал Куперу отправить его на прослушивание директору по кастингу, который заявил, что Купер был идеальным Чаком.

  3. Томас Броди-Сангстер вставлял камень в ботинок, чтобы не забывать хромать.

  4. Дилана О’Брайена было четыре дня, чтобы прочитать книгу перед съемкой. А Томас Броди-Сангстер никогда не читал книгу «Бегущий по лабиринту».

  5. Актеры провели неделю до постановки, участвуя в тренировках на выживание на поляне. Они научились строить инструменты и укрытие от окружающей природы.

  6. Персонаж Дилана О’Брайена в фильме «Подросток Волк» был без сознания в течение большей части эпизода «Лунного затмения», чтобы он закончил снимать «Бегущего лабиринта».

  7. Любимая сцена Томаса Броди-Сангстера для фильма была сцена, где он и Томас (Дилан О’Брайен) сидят у бревна и говорят о лабиринте, потому что он сказал, что это не большая сцена, она была расслабленной

  8. В книге Ньют никогда не называет Томаса по имени.

  9. В книге говорится, что на поляне никогда не идет дождь, но в фильме это происходит.

  10. В самом конце фильма лабиринт показан в очень большой пустыне, в ожоге, но в книгах лабиринт находится под землей.

  11. В книге, Гриверы приходили каждую ночь и отбирали Глейдеров один за другим, но в фильме Гриверы только один раз нападают на Поляну и убивают около половины Глейдеров.

факты о фильме "Бегущий в лабиринте: Испытание огнём"

  1. Решение о съемках второй части студия 20th Century Fox приняла спустя две недели после премьеры первой части.

  2. Бренда упоминает, что ее брата забрали у нее, его звали Джордж. В «Бегущем лабиринте» (2014) Томас находится в лесу и видит небольшую могилу человека по имени Джордж. Возможно, брат Бренды тоже был на поляне.

  3. В книге у Уинстона — иммунитет, но в фильме он умирает, потому что шиз поцарапал его живот.

  4. Томас Сэнгстер, Эйдан Гиллен и Натали Эммануэль вместе играли в популярном сериале «Игра престолов».

  5. В фильме могла сыграть звезда «Железной хватки» братьев Коэн Хейли Стайнфелд, однако роль Бренды достался Розе Салазар.

факты о фильме "Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти"

  1. Дилан О’Брайен получил серьезные травмы и был затянут под машиной, к которой он был привязан, во время съемок эпизода погони за первым поездом 17 марта 2016 года. Его травмы включали сотрясение мозга, сломанные скулы и глазницу, а также рваные раны. Восстановление заняло больше времени, чем ожидалось, что привело к закрытию производства на неопределенный срок, пока он полностью не восстановился. Производство возобновилось почти через год, в феврале 2017 года.

  2. Томас Броди-Сангстер сам написал письмо Ньюта. Режиссер Уэс Болл взял его в качестве сувенира со съемочной площадки.

  3. В конце фильма, когда Томас читает письмо Ньюта, Томас Броди-Сангстер был рядом с Диланом, читая его вслух, чтобы сделать его более эмоциональным.

  4. После того, как штаб-квартира ПОРОКа закрыта, Ава приказывает Терезе уйти, так как последний поезд — через 38 минут. Это точное количество времени, оставшееся до выхода титров.

  5. В Книге показано, что Бренда и Хорхе работали на ПОРОКе; это вырезано в фильме.

  6. В книге они на самом деле возвращаются в Лабиринт и прыгают в портал, который переносит их в безопасное убежище.

  7. В Книге Томас убивает Ньюта, потому что он умолял его с пистолетом. В фильме Ньют все еще умоляет его убить его, но это происходит случайно, и это делается с помощью ножа.

  8. В фильме показано, что кровь Томаса содержит лекарство от вспышки вируса. В книгах, ни его кровь не является лекарством, ни определенным фактом, что его можно использовать как единое целое. Вместо этого ученые пытаются убедить Томаса дать им его мозг в надежде найти лекарство с более глубоким расследованием.

  9. В книге, когда Томас и его друзья входят в город (который не замурован в книге, в отличие от фильма), они получают письмо от Галли, в котором говорится, что он жив, и собирается встретиться с ним. В фильме он оказывается одновременно на митинге протеста и спасает Томаса и остальных от обнаружения. Это было сделано, чтобы сделать его более визуальным.

Все пасхалки из киносерии «Бегущий в лабиринте»

Осторожно! Спойлеры! 🙂

Концепт «Бегущего в лабиринте» уже можно считать отсылкой к древнегреческому мифу о Критском лабиринте и блуждающем в нем Минотавре. По преданию, в лабиринт в основном бросали преступников и афинских детей, что было своего рода жертвоприношением чудовищу. В «Бегущем» же роль Минотавра исполняют Гриверы — полумеханические монстры, созданные организацией П.О.Р.О.К. (W.K.C.D), которых каждую ночь выпускают в лабиринт на поиски подростков. Кстати, даже имя главного героя, Томас, в чем-то созвучно с Тесеем — древнегреческим героем, убившем Минотавра.Говоря об именах, автор «Бегущего в лабиринте» Джеймс Дэшнер назвал своих персонажей не случайно. Все они — отсылки к разным философам, ученым и просто известным историческим личностям. Например, Томас (Дилан ОʼБрайен) — это Томас Эдисон, Ньют (Томас Сэнгстер) — Исаак Ньютон, Галли (Уилл Поултер) — Галилео, Алби (Амл Амин) — Альберт Эйнштейн, Уинстон (Алекс Дж. Флорес) — Уинстон Черчилль. Ну, а Тереза (Кая Скоделарио) — сама Мать Тереза.

Slide Title
Slide Content
Slide Title
Slide Content

Во второй и третьей частях «Бегущего в лабиринта» можно встретить сразу трех актеров, участвовавших в съемках культового сериала «Игра престолов». Ими стали: Томас Сэнгстер (в «Бегущем» — Ньют, а в «Престолах» — Жойен Рид, младший брат Миры Рид, помогавшей Брану добраться до Стены), Эйдан Гиллен (в «Бегущем» — Дженсон, в «Престолах» — Петир Бейлиш, или просто «Мизинец») и Натали Эммануэль (в «Бегущем» — Хэрриет, в «Престолах» — Миссандея, переводчица и практически правая рука Дейенерис Таргариен).

Не обошлось и без трибьюта съемочной группе. В первой части «Бегущего в лабиринте» на стене около входа в лабиринт, на которую герои наносят имена погибших, можно найти упоминания Вика Годфри и Уэса Болла — продюсера и режиссера «Бегущего» соответственно. Их же можно заметить и в финале «Лекарства от здоровья», но уже высеченные на мемориальном камне. Скорее всего, там же нацарапаны имена и других знакомых/друзей, причастных к съемкам фильма.

Slide Title
Slide Content

В первой части «Бегущего в лабиринте» главный герой Томас, гуляя по лесу Глэйда, случайно натыкается на заброшенную могилу с надписью «Джордж». Во втором же фильме «Испытание огнем» Брэнда (напарница Хорхе) как-то говорит, что в детстве у нее был брат, с которым она проходила тесты П.О.Р.О.К. и которого также звали Джордж. Вероятно, это один и тот же человек, и один из первых подростков, попавших в Глэйд еще задолго до Томаса.

У Джеймса Дэшнера, создателя вселенной «Бегущего в лабиринте», есть небольшое камео в финале первой части. Писателя можно мельком заметить на совещании членов П.О.Р.О.К., сидящим справа от Авы Пэйдж — главой организации.

Slide Title
Slide Content
Slide Title
Slide Content

Здание, где Хорхе устроил логово со своими приспешниками в «Испытании огнем», может показаться знакомым. Похожая локация появляется в «Мстителях», четвертой части «Терминатора» или же сериале «Во все тяжкие». Дело в том, что съемки всех вышеперечисленных проектов частично проходили в Albuquerque Studios, неподалеку от которой можно встретить полуразрушенную конструкцию, часто используемую в фильмах и сериалах. Дизайн же и оформление многих построек в «Бегущем» были вдохновлены городом-крепостью Коулун — одним из самых кошмарных поселений Гонконга, известном густонаселенностью и беззаконием, и снесенном в середине 1990 годов.

Rose took my nose — распространенная среди фанатов фраза, которую произносит шиз (человек, пораженный вирусом) во второй книге «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем». Из экранизации эту сцену (как, впрочем, и многие другие) вырезали, однако в третьем фильме «Лекарство от смерти» все же решили сделать к ней небольшую отсылку. Когда главные герои впервые видят Лоренса (главаря повстанцев, позже устроивших осаду Последнего Города), тот предстает перед ними в виде получеловека/полушиза с пораженным носом. В этой же сцене мы узнаем, что он одержим розами, которые нюхал как раз перед встречей с персонажами.Кстати, дизайн шиз на последней стадии очень сильно напоминает зараженных щелкунов из игры The Last of Us. Примечательно, что в оригинальной книге «Бегущий в лабиринте» шизы — обычные люди, просто сошедшие с ума. Видимо, в экранизации было решено превратить их в зомби для более эффективного воздействия на зрителя.Самая главная же пасхалка появилась еще в «Испытании огнем», получив развитие в «Лекарстве от смерти». Когда Томас попадает на вечеринку к Маркусу, то начинает бредить от принятого наркотика, а затем ему мерещится Ньют в образе шиза. В третьей же части в логове Лоренса можно заметить мертвого тритона (англ. newt) в банке, а перед этим герои проходят через тоннель, где Ньют произносит фразу: «Если бы я был шизом, то спрятался именно здесь». Все это — намек на предстоящую смерть Ньюта и, пожалуй, один из главных переломных моментов вселенной «Бегущего в лабиринте».

Наш адрес:

Библиотека-филиал №22 им. Н.Д. Неустроева

677000, Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, 203 мкр., ул. Ларионова, д. 12 А

тел: +7 (4112) 31-85-80

WhatsApp: +7996-315-51-40

эл. почта: smart@cbsykt.ru

Подготовил:

Игнатьева К.Н., ведущий библиотекарь