Elementor #157832

КОМИКСЫ ИЛИ ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ?

Для фанатов супергероев, крутых детективов и научной фантастики, выросших в 30-70-е годы в США, было нормой спрашивать у владельцев магазинов, где у них хранятся комиксы. И встретив такого же фаната, они первым делом выясняли, какие комиксы покупают каждую неделю. По крайней мере, так было до 80-х и до роста популярности таких изданий, как «Темный рыцарь возвращается» 1986 года и «Хранителей» Алана Мура , когда в лексикон вошло новое слово – графический роман. Читатели использовали его для обозначения своего ощущения, что эти комиксы более содержательны, чем могли бы подумать нелюбители комиксов, в то же время нечитатели произносили этот термин со снисхождением, будто фанаты комиксов всего-навсего пытаются назвать свое хобби более утонченными и высокими словами. Иногда термин использовался даже с кавычками, так как люди просто не были уверены, что с ним делать.

Так какая же действительно разница между комиксами и графическими романами?

Возможно, эти термины просто синонимы и вполне взаимозаменяемы, или все-таки каждый имеет свои отличительные черты? Для комиксов, естественно, характерна периодичность, как для обычной периодики, особенность которых именно в рисованном сюжете, изображенном последовательно. Самые ранние примеры американских комиксов изданы в 20-е годы, в виде переиздания собрания газетных колонок или разделов, таких как «Матт и Джефф» или «Джо Палука». К 30-м годам комиксы стали размещать совершенно новый материал, и именно они стали прародителями нового для того времени супергеройского жанра, и уже были более похожими на те издания, которые мы видим на полках сегодня.

В 1964 году фанат комиксов Ричард Кайл использовал термины «графическая история» и «графический роман» в статье о будущем комиксов для fanzine (сокращенно от англ. self-published fan magazine), или самиздатовского журнала для фанатов комиксов. Кайл и другой фанат, Билл Спайсер, позже выпускали подобный фанзин под названием Graphic Story Magazine («Журнал графических историй»), который был попыткой преобразовать комиксы и возможностью им выйти на новый уровень доверия среди читателей. Сделать это было еще трудней из-за телевизионной премьеры в 1966 г. на ABC фильма «Бэтмэн», в котором все герои DC изображены в довольно безвкусной китчевой манере и воспринимались как нечто подростковое и несерьезное еще долгое время.

Термин «Графический роман» использовался изредка на протяжении 70-х и в начале 80-х. В 1971 г. издательство DC Comics назвало «графическим романом готического ужаса» 39-страничную вторую часть «The Sinister House of Secret Love» («Зловещий дом таинственной любви»). В 1976 году художник Ричард Корбен объявил свою книгу, 104-страничный комикс «Bloodstar» («Кровавая звезда»), основанный на работе Р.Е. Говарда, создателя Конана, графическим романом прямо на обложке. Также был назван «Контракт с Богом» , творение легендарного Уилла Айснера.

        Судя по этому, прямая связь наблюдается между            размером произведения и отнесению его к                        определенному жанру – более объемные работы            с большей вероятностью отмечались именно как            графические романы.

В ранние 80-е издательство Marvel начало выпуск серий графических романов, таких как «Жизнь и смерть Капитана Марвела» , которые в среднем были больше обычных комиксов, и с наивысшей ценой в 4,95 доллара. Их заголовки отвечали нарастающей тенденции к созданию более продуманных и искусных обложек комиксов. В 1983 году Марк Стивенс, владелец книжного магазина научной фантастики, назвал 111-страничный «Lightrunner» именно графическим романом. «Графический роман – это как комикс, только намного больше, – писал он. – Формат больше по объему, обычно ограниченный, и сюжет имеет определенную концовку». Термин был воспринят Мортом Уолкером, создателем серии комиксов «Beetle Bailey», который в 1984 году издал два графических романа о страданиях солдата в армии. Книги «Friends» («Друзья») и «Too Many Sergeants» («Слишком много сержантов») были совершенно новыми, продолжающими предыдущие выпуски, а не просто репринтами коротких тематических комиксов. Уолкер вдохновлялся европейскими графическими романами, говоря, что читатели комиксов за океаном страдают меньше от предвзятых стереотипов, нежели почитатели комиксов в США. «Бизнесмены или пассажиры по дороге на работу без стеснения читают графические романы в поезде», – писал он. Из-за того, что история графических романов имеет лучшую репутацию, чем комиксы, название было подхвачено в 80-е, когда издательство DC выпустило в продажу коллекцию в мягкой обложке «Хранителей» и «Возвращение темного рыцаря». Алан Мур, написавший «Хранителей», позже заметил, что термин «графический роман» завоевал популярность благодаря маркетинговым отделам. «Вы могли назвать Мауса или «Хранителей» романом, в смысле их напряженности, структуры, размера, масштаба, серьезности тем и прочего подобного, – пишет он. – Проблема в том, что «графический роман» приобрел значение «дорогого комикса», и поэтому мы получили то, что людям нравятся комиксы DC и Marvel, из-за особого внимания именно к графическим романам, на деле являющимся просто соединенными вместе шестью выпусками не стоящего внимания хлама и изданными под яркой обложкой с названием типа «Халк’ица- графический роман» (The She-Hulk Graphic Novel), ну, вы меня поняли?» В итоге, мы практически нашли разделение между комиксами и графическими романами. В большей степени комиксы – это периодические издания. Они публикуются регулярно, в экономном формате, их страницы сшиты скрепками. Часто один выпуск комикса не представляет собой завершенного повествования, сюжет отдельного выпуска чаще основан на событиях предыдущих выпусков. Графический роман, с другой стороны, значительно больше, объемнее среднего 22-страничного комикса и содержит более или менее самодостаточную историю. По мнению создателя Bone Джеффа Смита, графический роман имеет начало, середину и конец, приходящее качество комикса и его постоянных персонажей. Обложка более крепкая, с соответствующим переплетом и лучшим качеством бумаги и печати. Поэтому можно сказать, что фактически это либо собрание продолжающихся повествований из серий комиксов – и «Хранители», и «Возвращение темного рыцаря» первоначально выпускались как отдельные издания, – либо это новая и оригинальная история, предполагающая какой-либо финал. Судя по аннотации как графического романа, люди ожидают в них найти более основательную тематику или более содержательное повествование, чем в комиксах, но, вероятнее всего, будет, как выразился Мур, все тот же хлам. Учитывая все вышесказанное, трудно сказать, что «Возвращение темного рыцаря» – это не комикс, как и с натяжкой можно назвать выпуск «Говарда Утки» графическим романом. Этот термин все-таки более подходит к изданиям, под заголовками которых скрыто богатое и насыщенное повествование с определенной концовкой. Либо можно согласиться с Муром, для которого различия минимальны. «Термин «комикс» как раз по мне», – пишет он.