2 марта исполняется 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского, известного русского педагога XIX века
Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.
Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры:
Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, а в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском. После Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции.
Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского признали неблагонадёжным «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея» и отстранили от должности.
В 1854-м Константин Ушинский устроился на работу в Гатчинский сиротский приют. За все время, что Константин трудился в этом институте, он смог полностью изменить саму суть воспитательного процесса. Вскоре Ушинский обнаружил архивы, оставленные его предшественником. Это была целая библиотека работ по педагогике, после знакомства с которыми, он как будто оказался в новом мире.
Эти материалы настолько его вдохновили, что Константин написал статью под названием «О пользе педагогической литературы», ставшую знаковой в его биографии. После публикации этой статьи к молодому педагогу пришла популярность. Теперь он активно сотрудничает со столичными журналами – «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения».
Следующий этап педагогической деятельности Ушинского – Смольный институт благородных девиц. Именно там он начал воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Константин никак не мог смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Он работал над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Педагог ратовал за то, чтобы девиц учили на русском языке, а еще настаивал, чтобы после выпуска они могли рассчитывать на присвоение им квалификации воспитательниц.
Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.
Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым он работал по возвращении в Россию. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой.
С помощью кнопки «Заказать» можно сделать предзаказ документа в библиотеке. Уведомление о готовности заказа придет на указанный вами адрес электронной почты.
Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии
Этот фундаментальный труд «учителя русских учителей» К.Д. Ушинского адресован не психологам, а педагогам, осознавшим необходимость изучения психологии для повышения своего профессионального уровня. Полагая важным вопросом педагогики исследование объекта воспитания, то есть человека и его души, он составил свод сведений для научной организации педагогики.
Проблемы педагогики
Настоящее издание сочинений К.Д.Ушинского наиболее полно и представительно за последние десятилетия знакомит читателя с наследием основоположника русской национальной школы и научной педагогики в России, раскрывает значение этого наследия для современности.
Русская школа
В настоящее издание вошли главные труды великого русского педагога, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870), сформировавшего духовные принципы русского воспитания.
В основе педагогики Ушинского — идеал народности воспитания, разработка системы идей, направленных на всестороннее развитие личности с опорой на базовые ценности русской цивилизации — православие, державность, патриотизм. По мнению Ушинского, русская педагогика есть неотъемлемая часть русской идеологии.
Родное слово
Книга включает в себя комплекс педагогических материалов, объединенных общим названием «Родное слово». Это одна из наиболее известных работ автора, востребованная в современном образовательном процессе и входящая во многие программы по педагогическим дисциплинам.
Педагогические сочинения
Многотомное издание знакомит с наследием основоположника русской национальной школы и научной педагогики в России.
Избранные педагогические сочинения
В сочинениях собраны важнейшие труды великого русского педагога К.Д. Ушинского по вопросам организации народных школ, теории воспитания и начального обучения в России.
Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы» и т.д. Эти книги пополнили классику русской литературы.
Слепая лошадь
Мудрая и поучительная история о верном коне и его неблагодарном хозяине написана великим русским педагогом и писателем Константином Ушинским в форме народного сказа.
Конь по кличке Догони-Ветер верно служил своему хозяину и даже однажды спас ему жизнь. Но прошли годы; конь состарился, потерял силу и ослеп. Жадный хозяин не захотел больше кормить ставшего ненужным коня и выгнал его со двора, обрекая на верную гибель. И тогда люди вступились за славного Догони-Ветра…
Притча учит маленьких читателей быть добрыми, справедливыми и благодарными. Издание украшают выразительные иллюстрации известного художника Александра Шурица.
Маленькие сказки
В этой книге собраны простые и поучительные сказки выдающегося отечественного педагога К. Д. Ушинского.
Плутишка кот. Любимые сказки
Предлагаем вашему вниманию иллюстрированный сборник сказок великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. В издание вошли: «Плутишка кот», «Охотник до сказок», «Бишка», «Лиса Патрикеевна» и другие самые лучшие сказки.
Четыре желания
Константин Дмитриевич Ушинский – писатель, сподвижник русской педагогики, для которого воспитание детей стало не просто увлечением, но и делом всей жизни. В настоящем сборнике представлены рассказы и сказки автора для самых маленьких – «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Умей обождать» и другие. Юные читатели на примере простых и понятных историй про мальчиков и девочек, зверей, птиц и насекомых научатся отличать добро от зла, настоящую дружбу от притворства, а также поймут, что не все желания нужно исполнять. Рисунки Ивана Цыганкова.
Бишка
Книги Константина Дмитриевича Ушинского открывают детям окружающий мир, в котором так много интересного, забавного и увлекательного.
Трогательные и в то же время познавательные рассказы познакомят читателей с животными, их повадками и привычками. Ребята узнают, почему собака Бишка не читает книжки, как Петя-петушок за порядком следит, у кого ушки чутки, а у кого подковки стальные.
Жалобы зайки. Рассказы и сказки
В сборник вошли рассказы и сказки русского писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Небольшие по размеру, но очень емкие по содержанию, эти произведения расскажут маленьким школьникам о животных и птицах, о явлениях природы и о самих детях.
© МБУ «Централизованная Библиотечная Система» ГО «город Якутск», 2023