ГЕНИЙ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ

2 марта исполняется 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского, известного русского педагога XIX века

Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.

Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры:

Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор

БИОГРАФИЯ

Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, а в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском. После Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции.

Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского признали неблагонадёжным «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея» и отстранили от должности.

Портрет К.Д. Ушинского
Дом в г. Туле, где 2 марта 1824 года родился К. Д. Ушинский
Здание Новгород-Северской гимназии, в которой учился К. Д. Ушинский
Московский университет. Гравюра, 1830-е годы
Previous
Next

ПЕДАГОГИКА

В 1854-м Константин Ушинский устроился на работу в Гатчинский сиротский приют. За все время, что Константин трудился в этом институте, он смог полностью изменить саму суть воспитательного процесса. Вскоре Ушинский обнаружил архивы, оставленные его предшественником. Это была целая библиотека работ по педагогике, после знакомства с которыми, он как будто оказался в новом мире.

Эти материалы настолько его вдохновили, что Константин написал статью под названием «О пользе педагогической литературы», ставшую знаковой в его биографии. После публикации этой статьи к молодому педагогу пришла популярность. Теперь он активно сотрудничает со столичными журналами – «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения».

Следующий этап педагогической деятельности Ушинского – Смольный институт благородных девиц. Именно там он начал воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Константин никак не мог смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Он работал над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Педагог ратовал за то, чтобы девиц учили на русском языке, а еще настаивал, чтобы после выпуска они могли рассчитывать на присвоение им квалификации воспитательниц.

Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.

Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым он работал по возвращении в Россию. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой.

Далее Закрыть

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

С помощью кнопки «Заказать» можно сделать предзаказ документа в библиотеке. Уведомление о готовности заказа придет на указанный вами адрес электронной почты.

С помощью кнопки «Читать в ЛитРес» можно прочитать книгу бесплатно в электронной библиотеке ЛитРес, для этого нужно зарегистрироваться в ЛитРес через библиотеки города Якутска. Правила пользования ЛитРес здесь.

Педагогические труды

Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии

Этот фундаментальный труд «учителя русских учителей» К.Д. Ушинского адресован не психологам, а педагогам, осознавшим необходимость изучения психологии для повышения своего профессионального уровня. Полагая важным вопросом педагогики исследование объекта воспитания, то есть человека и его души, он составил свод сведений для научной организации педагогики.

Описание Закрыть

Проблемы педагогики

Настоящее издание сочинений К.Д.Ушинского наиболее полно и представительно за последние десятилетия знакомит читателя с наследием основоположника русской национальной школы и научной педагогики в России, раскрывает значение этого наследия для современности.

Описание Закрыть

Русская школа

В настоящее издание вошли главные труды великого русского педагога, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870), сформировавшего духовные принципы русского воспитания.
В основе педагогики Ушинского — идеал народности воспитания, разработка системы идей, направленных на всестороннее развитие личности с опорой на базовые ценности русской цивилизации — православие, державность, патриотизм. По мнению Ушинского, русская педагогика есть неотъемлемая часть русской идеологии.

Описание Закрыть

Родное слово

Книга включает в себя комплекс педагогических материалов, объединенных общим названием «Родное слово». Это одна из наиболее известных работ автора, востребованная в современном образовательном процессе и входящая во многие программы по педагогическим дисциплинам.

Описание Закрыть

Педагогические сочинения

Многотомное издание знакомит с наследием основоположника русской национальной школы и научной педагогики в России.

Описание Закрыть

Избранные педагогические сочинения

В сочинениях собраны важнейшие труды великого русского педагога К.Д. Ушинского по вопросам организации народных школ, теории воспитания и начального обучения в России.

Описание Закрыть

ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УШИНСКОГО

Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы» и т.д. Эти книги пополнили классику русской литературы.

Художественная литература

Слепая лошадь

Мудрая и поучительная история о верном коне и его неблагодарном хозяине написана великим русским педагогом и писателем Константином Ушинским в форме народного сказа.
Конь по кличке Догони-Ветер верно служил своему хозяину и даже однажды спас ему жизнь. Но прошли годы; конь состарился, потерял силу и ослеп. Жадный хозяин не захотел больше кормить ставшего ненужным коня и выгнал его со двора, обрекая на верную гибель. И тогда люди вступились за славного Догони-Ветра…
Притча учит маленьких читателей быть добрыми, справедливыми и благодарными. Издание украшают выразительные иллюстрации известного художника Александра Шурица.

Описание Закрыть

Маленькие сказки

В этой книге собраны простые и поучительные сказки выдающегося отечественного педагога К. Д. Ушинского.

Описание Закрыть

Плутишка кот. Любимые сказки

Предлагаем вашему вниманию иллюстрированный сборник сказок великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. В издание вошли: «Плутишка кот», «Охотник до сказок», «Бишка», «Лиса Патрикеевна» и другие самые лучшие сказки.

Описание Закрыть

Четыре желания

Константин Дмитриевич Ушинский – писатель, сподвижник русской педагогики, для которого воспитание детей стало не просто увлечением, но и делом всей жизни. В настоящем сборнике представлены рассказы и сказки автора для самых маленьких – «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Умей обождать» и другие. Юные читатели на примере простых и понятных историй про мальчиков и девочек, зверей, птиц и насекомых научатся отличать добро от зла, настоящую дружбу от притворства, а также поймут, что не все желания нужно исполнять. Рисунки Ивана Цыганкова.

Описание Закрыть

Бишка

Книги Константина Дмитриевича Ушинского открывают детям окружающий мир, в котором так много интересного, забавного и увлекательного.
Трогательные и в то же время познавательные рассказы познакомят читателей с животными, их повадками и привычками. Ребята узнают, почему собака Бишка не читает книжки, как Петя-петушок за порядком следит, у кого ушки чутки, а у кого подковки стальные.

Описание Закрыть

Жалобы зайки. Рассказы и сказки

В сборник вошли рассказы и сказки русского писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Небольшие по размеру, но очень емкие по содержанию, эти произведения расскажут маленьким школьникам о животных и птицах, о явлениях природы и о самих детях.

Описание Закрыть
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В краткой биографии Константина Ушинского он обычно именуется писателем. Однако, это не совсем корректно – он действительно был литератором, это чистая правда. Но всё равно большую часть жизни Ушинский посвятил педагогике, став одним из основоположников научного подхода к ней в нашей стране. Поэтому педагогом он является в большей степени, нежели писателем.
ФАКТ 2
Так как педагогика интересовала Ушинского уже тогда, после увольнения из лицея он попытался найти новую работу, которая тоже была бы связана с преподаванием. Однако, из-за “политически неблагонадёжной” репутации он полтора года провёл в бесплодных попытках устроиться хоть куда-нибудь – увы, доверять ему обучение нигде не хотели. В итоге он, отчаявшись, стал мелким чиновником.
ФАКТ 3
В середине XIX века Константин Ушинский поспособствовал ряду реформ в сфере образования. Во-первых, благодаря ему исчезло разделение на “благородных” и “неблагородных” учащихся, все стали учиться вместе. А во-вторых, преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше.
ФАКТ 4
Написанные Ушинским книги “Детский мир” и “Родное слово” стали первыми общедоступными учебниками на русском языке. Книги эти предназначались для начального обучения детей, и до Октябрьской революции они выдержали 146 переизданий, оказав огромное влияние на педагогику в целом.
ФАКТ 5
Некогда детей в России учили абсолютно бессистемно, без какого-либо централизованного подхода, поэтому на одно хорошее учебное заведение приходился десяток посредственных. Именно Константин Ушинский реформировал всю отечественную педагогику, упорядочив её и приведя в единый вид. Многие его наработки не потеряли актуальности и поныне.
ФАКТ 6
Когда в юности он учился в гимназии, ему приходилось ходить на уроки пешком, причём дорога в одну сторону занимала более часа. Но родители его жили небогато, и позволить себе кучера с экипажем, который возил бы их отпрыска на учёбу, они не могли.
ФАКТ 7
Несмотря на хорошие успехи в учёбе, неожиданно для всех Константин Ушинский провалил выпускные экзамены из гимназии, а потому даже не получил аттестата о законченном среднем образовании. Но в ту эпоху подобный документ для поступления в университет не требовался, а знаний Константину Дмитриевичу хватало, поэтому поступить в высшее учебное заведение он сумел.
ФАКТ 8
Имя Константина Ушинского носят улицы в 16 городах России и других стран, два десятка учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской Академии образования. А до 2000 года казахстанское село Бакконыс называлось «Ушинское».
Previous
Next
  • Выставку подготовила:
  • М. Н.  Максимова,
  • специалист по библиотечно-выставочной деятельности

© МБУ «Централизованная Библиотечная Система» ГО «город Якутск», 2023