Год лейтенантской прозы

2024 год объявлен в России годом лейтенантской прозы – произведений писателей, прошедших войну, выживших и написавших о своем боевом опыте. Также в этом году мы празднуем столетний юбилей писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева, Василя Быкова, Виктора Астафьева, Владимира Богомолова, Бориса Васильева. Кроме них яркими представителями «лейтенантской прозы» являлись Виктор Некрасов, Григорий Бакланов, Константин Воробьев, Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин. Юность их была опалена войной, но они вернулись с войны, а многие их друзья и товарищи нет. Желание рассказать о пережитом и перечувствованном и привело многих из них в литературу.

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку, в которой мы расскажем о судьбах известных писателей-фронтовиков, вы можете заказать их книги из фонда библиотек города Якутска, а также посмотреть электронные версии книг в ЛитРес и ссылки на фильмы по мотивам их книг.

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

С помощью кнопки «Заказать книгу» можно сделать предзаказ документа в библиотеке. Уведомление о готовности заказа придет на указанный вами адрес электронной почты.

С помощью кнопки «Читать в ЛитРес» можно прочитать книгу бесплатно в электронной библиотеке ЛитРес, для этого нужно зарегистрироваться в ЛитРес через библиотеки города Якутска. Правила пользования ЛитРес здесь.

С помощью кнопки «Смотреть фильм» можно посмотреть фильм, снятый по мотивам произведения.

Юрий Васильевич Бондарев

                                                                                                                    (1924 — 2020)

Писатель и сценарист, участник Великой Отечественной войны, известнейший представитель «лейтенантской прозы». член Союза писателей СССР,  Герой Социалистического Труда (1984). Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1984), лауреат Ленинской (1972), двух Государственных премий СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1975) и Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в области литературы и искусства (2014). Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004).

В популярной программе «Линия жизни» на телеканале «Культура» программе Юрий Бондарев вспоминает фронтовые годы, Сталинградскую битву, говорит о своих литературных пристрастиях, о любви, патриотизме, праздновании Дня Победы. . .

Летом 1942 года, после окончания школы и военного училища Юрий Бондарев воевал под Сталинградом, затем участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, Житомира, Каменец-Подольского, сражался в Польше. Он писал об увиденном и пережитом: «Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки».

В его воспоминаниях показаны суровый быт войны, героические поступки и трусость, страдания и боль – по словам одного из рецензентов, это «война в упор, на расстоянии винтовочного выстрела»

Горький пот войны

Фронтовые воспоминания великого русского и советского писателя. Читается с интересом, так как показана суровая действительность без художественного приукрашивания. Писатель старался показать войну такой какая она есть, без героического пафоса.

Аннотация Закрыть

Горячий снег. Взгляд в биографию

В сборник, посвященный 100-летию со дня рождения известного советского и русского писателя, участника Великой Отечественной войны Юрия Васильевича Бондарева, вошли два произведения: «Горячий снег» и «Взгляд в биографию».

Роман «Горячий снег» является одним из лучших произведений военной литературы, которое не только описывает события Великой Отечественной войны, но и глубоко проникает в души героев, раскрывая их внутренние переживания и мотивацию. Автор мастерски передает атмосферу военного времени, позволяя читателю погрузиться в мир боли, страха и отваги, где герои стойко преодолевают все трудности.

«Взгляд в биографию» – это автобиографическая книга Юрия Васильевича, где он рассказывает о своей жизни, военной службе, пути к творчеству и переживаниях. Он также делится своими мыслями о войне, о том, как она повлияла на его жизнь и творчество. Это не просто автобиография, это еще и размышления о жизни, о судьбе человека, о его месте в мире.

Аннотация Закрыть

Книги из  фонда библиотеки

Батальоны просят огня

Действие повести Юрия Бондарева (1924 — 2020) «Батальоны просят огня» разворачиваются на Украине в 1943 году.
Два батальона 85-го стрелкового полка должны форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Новомихайловка для последующего развития наступления дивизии. Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме, завязав бой, подать сигнал дивизии «просим огня», после чего вся дивизионная артиллерия должна была дать удар по противнику. Но во время наступления командующий армией отдает приказ перебросить дивизионную артиллерию на другое направление, а «…батальонам держаться насмерть своими огневыми средствами».
Напрасно батальоны, начав неравный бой в немецком тылу, просили огня! Был ли приказ командования, обрекший людей на верную гибель, ошибкой или военным маневром, приближающим великую победу?
Для старшего школьного возраста.

Аннотация Закрыть

Последние залпы

Герой повести «Последние залпы» принадлежит к поколению, шагнувшему на поле сражения сразу со школьной и студенческой скамьи. Произведение исполнено суровой и мужественной правды войны.

Аннотация Закрыть

Горячий снег

Широко известный роман Юрия Бондарева «Горячий снег» посвящен Сталинградской битве, героизму советских воинов, выигравших это решающее сражение Великой Отечественной войны.
Для старшего школьного возраста.

Аннотация Закрыть

Берег

Один из самых ярких представителей «прозы лейтенантов» — и едва ли не родоначальник этого направления, Бондарев предельно честен в изображении войны. Он не скрывает ее ужасов, он знает им цену, ибо на фронте не раз сам смотрел в глаза смерти.
Но вопросы нравственного самочувствия для писателя куда важнее «правды войны». Бондарев стремится понять правду о человеке, убедиться в том, что любовь сильнее ненависти. В числе лучших его произведений роман «Берег«, ставший культовым едва ли не на следующий день после выхода.
Герои Бондарева всегда находятся между двумя берегами: жизни и смерти, любви и ненависти, порядочности и подлости. Они должны выбирать. Автор не делает выбора за них. Но всегда понятно, на чьей он стороне.

Аннотация Закрыть

 

«Война для меня — святое, великое действо, через которое прошла наша страна. И прошла достойно»

 

Тишина

Действие романа «Тишина» развёртывается в послевоенные годы, в обстоятельствах драматических, которые являются для главных персонажей произведения, вчерашних фронтовиков, еще одним, после испытания огнём, испытанием на «прочность» душевных и нравственных сил.

Аннотация Закрыть

Выбор

Во время традиционного зимнего венецианского карнавала герой романа, художник Владимир Васильев, неожиданно встречает своего школьною и фронтового друга Илью Рамзина, которого считал погибшим. Тогда, в 1943 году, в одном из боев командир полка послал Рамзина с несколькими бойцами на верную и бессмысленную смерть…

Аннотация Закрыть

Юность командиров

Повесть «Юность командиров» — первое крупное произведение писателя, в котором изображены будни артиллерийского училища накануне окончания войны и в последующие мирные дни.

Аннотация Закрыть

Мгновения

В этой книге напечатаны краткие, выразительные по содержанию и смыслу литературно-философские эссе, которые сам автор назвал мгновениями, избранные рассказы и рассказ-повесть «Последние залпы».

Автор пишет о сложных человеческих отношениях в обществе, о психологических, социальных и героических поступках, о событиях и явлениях жизни и природы.

Аннотация Закрыть

Киноэпопея "Освобождение" по сценарию Юрия Бондарева

Грандиозная военная киноэпопея, не знающая аналогов в мировом кино: история Великой Отечественной войны от битвы на Курской дуге до мая 1945 года и Знамени Победы над Рейхстагом.

 

«Жизнь есть мгновение,

Мгновение есть жизнь…»

 

Григорий Яковлевич Бакланов

                                                                                                                   (1923 — 2009)

Русский советский писатель, сценарист, публицист, один из представителей «лейтенантской прозы». Начал творчество с «деревенской прозы», но известность приобрёл, написав произведения, основанные на личном опыте участия в Великой Отечественной войне. Участник великой Отечественной войны. Лауреат Государственной премии за повесть «Навеки — девятнадцатилетние». Награждён орденом «Знак почёта» (1973), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1998).

Григорий Яковлевич Бакланов в популярной программе «Линия жизни» на телеканале «Культура» .

 

 

«Когда я вернулся домой с фронта, мне был 21 год. Я вернулся с войны с твёрдым убеждением в том, что главное в моей жизни уже сделано. Тогда мне было на редкость легко. Мне не хотелось делать никакой карьеры, мне было абсолютно безразлично, что будет со мной дальше. Я был твёрдо убеждён: главное дело всей моей жизни уже сделано.»

На чёрном фронтовом снегу

Григорий Яковлевич Бакланов – известный писатель и сценарист, один из представителей «лейтенантской прозы». В 1941 году он добровольцем ушел на фронт, воевал в пехоте и артиллерии, участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии.

Его произведения о войне с большим трудом выходили в советское время; нелегкой оказалась и судьба фильма «Был месяц май», снятого по его сценарию Марленом Хуциевым. Причина этому – тяжелые и горькие эпизоды войны, показанные Баклановым, которые часто шли вразрез с «парадной» историей.

В своих мемуарах, приведенных в данной книге, он рассказал о своей юности, бегстве на фронт, как воевали на фронте, послевоенной жизни. Здесь есть масса интереснейших подробностей о событиях, атмосфере довоенного, военного и послевоенного времени. Все написано прекрасным языком, правдиво, без утайки, с болью за страну и народ.

Аннотация Закрыть

Жизнь, подаренная дважды

Григорий Бакланов известен прежде всего своей «военной прозой». Офицер — фронтовик, он создал произведения, занявшие видное место в русской литературе второй половины нашего столетия. Начало его писательского пути пришлось на послевоенную пору жесточайшего идеологического террора — борьбы с Зощенко и Ахматовой, с «безродными космополитами». Первые повести Бакланова — «Пядь земли», «Мертвые сраму не имут», роман «Июль 41 года» вызвали яростные нападки. Но писатель выдержал хулу, оставшись верен своим погибшим товарищам, «навеки девятнадцатилетним» (так называлась его следующая повесть). В книге воспоминаний Г. Бакланов не столько пишет о своей жизни, сколько осмысляет события XX столетия, свидетелем и участником которых ему довелось быть, а также рассказывает о видных деятелях культуры — А. Твардовском, К. Паустовском, Ю. Трифонове, В. Лакшине, Ю. Любимове, М. Хуциеве.

Аннотация Закрыть

Книги из  фонда библиотеки

Навеки – девятнадцатилетние

Пронзительная повесть «Навеки — девятнадцатилетние» рассказывает о судьбах вчерашних школьников, не вернувшихся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии их подвига.

Аннотация Закрыть

Пядь земли

В знаменитой «Пяди земли» война предстает как цепочка событий, в которой сосуществуют боевые действия, смерти и обыденная бытовая жизнь человека. Бакланов пишет о войне просто, хорошо зная фронтовую жизнь изнутри.

Аннотация Закрыть

Июль 41 года

В повести «Июль 41 года» автор рассказал не только о событиях начала войны, но и сделал попытку интерпретировать их в историко-политическом аспекте, поднял тему ответственности Сталина за поражения Красной Армии.

Аннотация Закрыть


Свойственный людям, действующим в военных повестях Бакланова, героизм проявляется в том, что наряду с храбростью у них есть честность, главное — честность перед собой; храбрость без честности не живёт.

Военные повести

Григорий Яковлевич Бакланов, человек «военного поколения», ушел добровольцем на фронт. Все пережитое в Великую Отечественную войну он отразил в своих произведениях, в которых на первый план выдвигает не политический, а нравственный аспект. В сборник вошли повести «Навеки — девятнадцатилетние» и «Мертвые сраму не имут», в которых автор ставит героев перед проблемой нравственного выбора, преклоняясь перед всеми, кто погиб за Родину.

Аннотация Закрыть

Мой генерал

Григорий Яковлевич Бакланов, человек «военного поколения», ушел добровольцем на фронт. Все пережитое в Великую Отечественную войну он отразил в своих произведениях, в которых на первый план выдвигает не политический, а нравственный аспект. В сборник вошли повести «Навеки — девятнадцатилетние» и «Мертвые сраму не имут», в которых автор ставит героев перед проблемой нравственного выбора, преклоняясь перед всеми, кто погиб за Родину.

Аннотация Закрыть


Фильмы по мотивам произведений писателя

Борис Львович Васильев

                                                                                                                    (1924 — 2013)

Русский советский писательсценарист. Лауреат Премии Президента Российской Федерации (2000), Государственной премии СССР (1975) и премии Ленинского комсомола (1975). Участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 1989―1991 годах избран Народным депутатом СССР от Союза кинематографистов СССР и членом Комиссии Совета Национальностей по вопросам развития культуры, языка, националь­ных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия

 

«Убивает не только пуля, не только клинок или осколок — убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость.»

Моя война. Страшное лето 1941-го

Борис Львович Васильев – классик советской литературы, по произведениям которого были поставлены фильмы «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Завтра была война» и многие другие. В годы Великой Отечественной войны Борис Васильев ушел на фронт добровольцем, затем окончил пулеметную школу и сражался в составе 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Главное место в его воспоминаниях занимает рассказ о боях в немецком окружении, куда Борис Васильев попал летом 1941 года. Почти три месяца выходил он к своим, проделав долгий путь от Смоленска до Москвы. Здесь было все: страшные картины войны, гибель товарищей, голод, постоянная угроза смерти или плена. Недаром позже, когда Б. Васильев уже служил в десанте, к нему было особое отношение как к «окруженцу 1941 года».

Помимо военных событий, в книге рассказывается об эпохе Сталина, о влиянии войны на советское общество и о жизни фронтовиков в послевоенное время.

Аннотация Закрыть

Век необычайный

Мемуары писателя Бориса Васильева отличаются от традиционных произведений этого жанра – в них нет строгой последовательности, эпического спокойствия, монументальности. Бытовые подробности соседствуют с размышлениями на социально-философские темы, воспоминания детства – с экскурсами в далекое прошлое России, а трогательная история любви – с публицистическим накалом… Но именно такая книга – порывистая, страстная, нарочито неровная, дает полное представление о жизни и внутреннем мире такого яркого человека, как Борис Васильев.

Аннотация Закрыть

Книги о войне из  фонда библиотеки

В списках не значился

Роман «В списках не значился» одно из самых известных произведений Бориса Львовича Васильева. В нем увековечен подвиг защитников Брестской крепости, которые первыми приняли на себя удар фашистской армии в 1941 г. Девятнадцатилетний Коля Плужников сразу после военного училища попадает в эпицентр военных действий. Ужасы войны, героизм и предательство, первая любовь описаны Борисом Васильевым просто и лаконично, но невероятно пронзительно и психологично.Книга «В списках не значился» входит в школьную программу и рекомендована для чтения в среднем и старшем школьном возрасте.

Аннотация Закрыть

А зори здесь тихие

Пять совсем еще юных девушек‑зенитчиц под руководством старшины вступают в неравный бой с отрядом немецких диверсантов. Об этом великом, однако не попавшем в сводки военных событий подвиге повесть «А зори здесь тихие…» — шедевр русской «военной прозы», одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Действие повести «Завтра была война» происходит накануне Великой Отечественной войны. Это история о школьниках, их взрослении, первом нравственном выборе и противостоянии, история о выпускниках, которым совсем скоро предстоит взять в руки оружие и отправиться на фронт — защищать Родину.

Аннотация Закрыть

Завтра была война

Ученикам 9-го Б рано пришлось повзрослеть. Пережив трагические события, они переосмысливают жизнь, ищут в ней свое место, учатся отстаивать свое мнение. И все это происходит накануне Великой отечественной войны…Книга «Завтра была война» входит в школьную программу и рекомендована для чтения в среднем и старшем школьном возрасте.

Аннотация Закрыть

Офицеры

Повесть Бориса Васильева «Офицеры», посвященная дружбе боевых товарищей, прошедших фронты сначала Гражданской, а затем Великой Отечественной войны и сохранивших верность долгу, любви и офицерской чести, принадлежит золотому фонду современной литературы. А одноименный художественный фильм, снятый в 1971 году режиссером Владимиром Роговым, до сих пор любим самой широкой аудиторией.

Аннотация Закрыть

 

«Война — это не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает.»

Неопалимая купина

Роман «В списках не значился» одно из самых известных произведений Бориса Львовича Васильева. В нем увековечен подвиг защитников Брестской крепости, которые первыми приняли на себя удар фашистской армии в 1941 г. Девятнадцатилетний Коля Плужников сразу после военного училища попадает в эпицентр военных действий. Ужасы войны, героизм и предательство, первая любовь описаны Борисом Васильевым просто и лаконично, но невероятно пронзительно и психологично.Книга «В списках не значился» входит в школьную программу и рекомендована для чтения в среднем и старшем школьном возрасте.

Аннотация Закрыть

Аты-баты, шли солдаты

Это сценарий фильма. Одного из самых пронзитетельных фильмов о войне, которые я знаю. И сам текст столь же пронзительный, на разрыв сердца, до слез. История восемнадцати красноармейцев, целиком полегших, но не пропустивших немцев к селу, в котором находился медсанбат с большим количеством раненых и медсестер, сама по себе не оставляет равнодушным, но то, как это подано… У меня не хватает слов, чтобы передать свои переживания и во время прочтения книги и во время просмотра фильма. Борис Васильев сам фронтовик и пишет о войне так, что остаться равнодушным невозможно. Все, что выходило из под его пера, достойно прочтения. А военные его вещи — это уже классика, золотой стандарт «лейтенантской прозы».

Аннотация Закрыть

Встречный бой

Повесть «Встречный бой» рассказывает о последних боях, происходивших после подписания Германией капитуляции, о том, как страшно было умирать и видеть гибель товарищей в то время, как уже «двенадцать часов вся Европа пела и плакала, танцевала, целовалась, ликовала…».

Аннотация Закрыть

 

Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. «В списках не значился»

Виктор Петрович Астафьев

                                                                                                                  (1924 — 2001)

советский и российский писатель, эссеист, драматург, сценарист. Герой Социалистического Труда, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР имени М. Горького, кавалер ордена Ленина. Член Союза писателей СССР. С 1989 по 1991 год — народный депутат СССРУчастник Великой Отечественной войны.

 

В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрав обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

                                         — Из наградного листа на медаль «За отвагу»

Моя война. Писатель в окопах. Война глазами солдата

Виктор Петрович Астафьев – один из самых известных советских и российских писателей, лауреат двух Государственных премий СССР и трех Государственных премий России. Особое место в его творчестве занимала Великая Отечественная война, в которой он сам участвовал. На фронт он пошел добровольцем, служил шофером, артиллеристом, разведчиком, связистом, пока в 1944 году не получил тяжелое ранение.

В своей книге В.П. Астафьев пишет о войне так, как это не принято в официозных произведениях. Это взгляд из окопов, где были смерть, кровь и грязь, адская работа на грани человеческих возможностей. В этих воспоминаниях мало героического, это суровая и горькая исповедь солдата-фронтовика.

Аннотация Закрыть

Книги о войне из  фонда библиотеки

Где-то гремит война

Семнадцатилетний паренек учится в школе фабрично-заводского обучения в Сибири. А где-то гремит война… Тетя мальчика, Августа, получает похоронку с фронта. Она осталась одна, с двумя детьми. Племянник спешит помочь тете – и по пути попадает в снежный буран…

Рассказ очень трогает: автор вложил в него столько души, столько собственной боли, ведь он сам прошел войну. Те неподдельные чувства, которые он передает нам в своем произведении, не могут никого оставить равнодушным.

Аннотация Закрыть

Звездопад

Девятнадцатилетний солдат Ерофеев был на фронте в годы Великой Отечественной войны. После тяжелого ранения, в результате которого он потерял способность действовать рукой, Ерофеев оказался в госпитале. Здесь он встретил такую же молодую студентку Лиду, работавшую медсестрой, и полюбил её… Сейчас Ерофеев, взрослый человек, вспоминает о себе в войну, о своей трудной солдатской судьбе, о своей любви, о том, какой она была чистой и достойной преклонения, о незабываемости и неистребимости такой любви.

Аннотация Закрыть

Прокляты и убиты

Выстраданный неоконченный роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» – «первое христианское прочтение той войны» (В. Курбатов), попытка взглянуть на войну с точки зрения христианства, с точки зрения того, что война – дело Богу не угодное и гордиться ею нельзя. Прямая перекличка с неприятием войны Львом Толстым. Эпиграфы к книгам и цитата из стихир в самом тексте романа: «Писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты», – говорят сами за себя.

События первой книги «Чертова яма» разворачиваются осенью 1942 года. Один из резервных полков Сибири, в котором собрались необученные разношерстные бойцы с непростыми характерами и сложными судьбами, многие – после заключения. Подготовка к боевым действиям на фронте, в ходе которых подчас кипят даже бытовые страсти… Вторая книга описывает события, происходящие в ходе форсирования Днепра в 1943 году, в котором принимал участие сам В. Астафьев.

Первой книге была присуждена премия «Триумф», вторая стала номинантом на «Русский Букер».

Аннотация Закрыть

Последний поклон

«Последний поклон» В. Астафьева – масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. Автор описывает жизнь своего народа на протяжении 30–90-х годов XX века. Повествуя о деревенской жизни в трудные 30–40-е, Астафьев передает исповедь этого поколения.

В повестях и рассказах – благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость  и умение радоваться малому  даже в самые горькие дни своей жизни. Начальные главы «Последнего поклона» лиричны, с мягким юмором и легкой иронией, тогда как последующие, направленные против разрушения национальных основ жизни, обличительны и полны горечи.

Аннотация Закрыть


«И на одной стихире, баушка Секлетинья сказывала, писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты.»


Военные страницы

Известный писатель, лауреат Гос.премий Виктор Астафьев принадлежит к тому поколению, которое совсем еще молодыми людьми с оружием в руках отстаивало свободу и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны.К событиям тех суровых и горестных лет, к образам товарищей по оружию, к ветеранам войны писатель неоднократно обращался в своем творчестве.В книгу вошли произведения на военную тему:повести»Где-то гремит война», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «ранее публиковавшиеся рассказы уже известные читателям и новый рассказ»Жизнь прожить».Книге предпослано авторское вступление.

Аннотация Закрыть

Пастух и пастушка

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель XX века, участник Великой Отечественной войны. Повесть «Пастух и пастушка» автор называет «современной пасторалью». Герои, привыкшие к мирной сельской жизни, невольно становятся участниками страшной войны. В сборник также вошли рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Бойе», «Капля», «Милаха и кот Громило» и повесть «Царь-рыба».

Аннотация Закрыть

Пир после Победы

Виктор Петрович Астафьев много писал о Великой Отечественной войне. Он знал о ней не понаслышке — воевал рядовым на Брянском, Воронежском и Первом Украинском фронтах, в самой гуще боевых действий, — и именно война, по признанию самого Астафьева, стала причиной того, что он взялся за перо.
В книгу вошли рассказы разных лет: «Солдат и мать», «Ария Каварадосси», «Где-то гремит война», «Пир после Победы«, «Жестокие романсы», «Трофейная пушка», «Пролётный гусь» и другие. Все они посвящены одному — мужеству и душевной силе простого солдата, его чувствам и переживаниям. Астафьев мастерски доносит до читателя боль и отчаяние людей, встретившихся лицом к лицу с ужасами беспощадной войны, рассказывает о жизненных перипетиях фронтовиков, вернувшихся домой. Писатель оставил нам в наследство всё, что пережил он сам и его семья, — чтобы те страшные события никогда не были забыты и никогда не повторились…
Для среднего школьного возраста.

Аннотация Закрыть

Веселый солдат

«Последний поклон» В. Астафьева – масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. Автор описывает жизнь своего народа на протяжении 30–90-х годов XX века. Повествуя о деревенской жизни в трудные 30–40-е, Астафьев передает исповедь этого поколения.

В повестях и рассказах – благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость  и умение радоваться малому  даже в самые горькие дни своей жизни. Начальные главы «Последнего поклона» лиричны, с мягким юмором и легкой иронией, тогда как последующие, направленные против разрушения национальных основ жизни, обличительны и полны горечи.

Аннотация Закрыть


Фильмы по мотивам произведений писателя


«Жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает.»

Василь Владимирович Быков

                                                                                                                (1924 — 2003)

Советский и белорусский писатель, общественный деятельдепутат Верховного Совета БССР 9—11 созывов, участник Великой Отечественной войны, член Союза писателей СССР.

Герой Социалистического Труда (1984). Народный писатель Белорусской ССР (1980). Лауреат Ленинской премии (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1978). Большинство его произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни. Василь Быков — один из крупнейших представителей «лейтенантской прозы».

 

«Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбёжек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шёл из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше»

Жестокая правда войны. Воспоминания пехотинца

Василь Владимирович Быков – писатель с мировым именем, известность которому принесли повести и рассказы о войне. Быков на себе испытал ее ужасы и тяготы, три года сражаясь на фронте в пехоте. Он участвовал в боях за Украину и Молдавию, освобождал от фашистов Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию и Австрию.

Воспоминания Василя Быкова отличаются предельной точностью в деталях, бескомпромиссностью в описании неприглядных сторон войны: он показывает ее жестокую правду глазами простого пехотинца, который видит, как сражаются и гибнут его товарищи, зачастую расплачивающиеся ценой своей жизни за чужие ошибки.

Аннотация Закрыть

Долгая дорога домой

Василь Владимирович Быков – писатель с мировым именем, известность которому принесли повести и рассказы о войне. Быков на себе испытал ее ужасы и тяготы, три года сражаясь на фронте в пехоте. Он участвовал в боях за Украину и Молдавию, освобождал от фашистов Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию и Австрию.

Воспоминания Василя Быкова отличаются предельной точностью в деталях, бескомпромиссностью в описании неприглядных сторон войны: он показывает ее жестокую правду глазами простого пехотинца, который видит, как сражаются и гибнут его товарищи, зачастую расплачивающиеся ценой своей жизни за чужие ошибки.

Аннотация Закрыть

Книги о войне из  фонда библиотеки

Альпийская баллада

Пройдя сквозь ад Великой Отечественной войны, прослужив в послевоенной армии, написав полсотни произведений, жестких, искренних и беспощадных, не признающих укороченной «правды» Василь Быков до самой своей смерти оставался «совестью» каждого отдельного человека вне его национальной принадлежности.
История любви, невозможной казалось бы на войне, бежавших из концлагеря русского Ивана и итальянки Джулии в пронзительной повести «Альпийская баллада» не оставят равнодушными никого.
60 километров за одну ночь в глубоком немецком тылу должна пройти группа Ивановского, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу уничтожения базы противника, но вероятно ее выполнение, возможной только ценой собственной жизни.
Книги, созданные белорусским прозаиком Василем Быковым, принесли ему мировую известность и признание миллионов читателей.

Аннотация Закрыть

Дожить до рассвета

Действие повести «Дожить до рассвета» разворачивается зимой 1941 года, в самый сложный период обороны Москвы. Молодому лейтенанту доверяют возглавить диверсионный отряд и уничтожить немецкий склад. Выполняя задание, почти все бойцы погибают. Тяжело раненный лейтенант остается один и решает: его последняя жертва станет «последним взносом для Родины во имя советского долга».

Аннотация Закрыть

Обелиск

«… Это был приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней затейливости сооруженный руками каких-то местных умельцев. Выглядел он более чем скромно, если не сказать, бедно, теперь даже в селах устанавливают куда более роскошные памятники. Правда, при всей его незатейливости не было в нем и следа заброшенности или небрежения: сколько я помню, всегда он был тщательно досмотрен и прибран, с чисто подметенной и посыпанной свежим песком площадкой, с небольшой, обложенной кирпичными уголками клумбой, на которой теперь пестрело что-то из поздней цветочной мелочи. Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я видел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику. …»

Аннотация Закрыть

Мертвым не больно

Случайная встреча в гостинице вновь оживляет в памяти немолодого уже человека далекие дни войны, когда ему, совсем еще юному офицеру, поручили по пути в госпиталь конвоировать в тыл трех немецких пленных. Так буднично начались события, навеки оставившие в его душе незаживающую рану…
Повесть Василя Быкова «Мертвым не больно» — одно из самых мощных и откровенных произведений отечественной «военной прозы». Отсутствие показного, ложного «героизма» в ней усиливает веру в происходящее, доходящую до эффекта полного погружения в сознание молодого интеллигента, заброшенного в кровавый хаос войны, где боли и смятения, пожалуй, действительно могут не испытывать лишь те, кто уже убит.

Аннотация Закрыть

          

      «Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая. Поэтому у каждого времени свои герои.»

 

Его батальон

В центре повести Василя Быкова «Его батальон» — один из эпизодов Великой Отечественной войны: взятие высоты, противостояние русских и немецких солдат. По мысли писателя, на войне, показанной как кровавая и трудная работа, самым ценным тем не менее остается жизнь человека.

Аннотация Закрыть

Пойти и не вернуться

В повести «Пойти и не вернуться» герои делают свой выбор, у каждого из них — своя правда: вчерашняя школьница, «маленький человек на этой земле», твердо усвоившая понятия добра и справедливости, становится подлинной героиней, решительно восстав против предательства.

Аннотация Закрыть

В тумане

Холодным слякотным осенним днем на втором году войны партизанский разведчик Буров ехал на станцию Мостище, чтобы застрелить предателя — здешнего деревенского мужика по фамилии Сущеня…

 

 

Аннотация Закрыть

Карьер

«… Это был приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней затейливости сооруженный руками каких-то местных умельцев. Выглядел он более чем скромно, если не сказать, бедно, теперь даже в селах устанавливают куда более роскошные памятники. Правда, при всей его незатейливости не было в нем и следа заброшенности или небрежения: сколько я помню, всегда он был тщательно досмотрен и прибран, с чисто подметенной и посыпанной свежим песком площадкой, с небольшой, обложенной кирпичными уголками клумбой, на которой теперь пестрело что-то из поздней цветочной мелочи. Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я видел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику. …»

Аннотация Закрыть


«Нет, жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорием-абсолютом, мерой и ценою всего.»


Сотников

«Сотников» — потрясающая воображение в своей почти документальной простоте история двух попавших в плен партизан. Это рассуждение о героизме и предательстве, смерти и жизни, история о мужестве, чести и верности долгу. 

Аннотация Закрыть

Знак беды

Осень сорок первого. Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трех километрах от местечка Выселки. К ним-то и приводят полицаи вошедших в близлежащее село немцев. Мягкий по натуре Петрок поначалу всеми силами стремится избежать конфликтов с фашистами, надеясь, что все обойдется миром. Однако Степанида понимает, что в дом пришла беда. С первых же минут гитлеровцы ощущают молчаливое презрение хозяйки дома, ее явное нежелание хоть в чем-нибудь угождать…

 

Аннотация Закрыть

Колокола Хатыни

Кровавая трагедия этого лесного поселища в 26 дворов произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись от огня, расстреляли из пулеметов. 149 человек, из них 75 детей, навечно остались в этой адской могиле.

Аннотация Закрыть

Полюби меня, солдатик...

Маленькая повесть рассказывает читателю историю знакомства белорусского солдата Мити с белорусской Франей. Они встречаются в Австрии в последние дни войны. Он — солдат, она — служанка у престарелого австрийского профессора и его фрау. Он верит в светлое будущее после длительных боев и победы, она лишь грустно пожимает плечами. Несколько дней вселяют в сердце Дмитрия любовь к этой маленькой щуплой девчушке, не из-за ее красоты, а из-за ее истории…

Аннотация Закрыть


Фильмы по мотивам произведений писателя


«Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая. Поэтому у каждого времени свои герои.»


БИБЛИОТЕКА «МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ»

677007, г. Якутск, ул. Дежнева, д. 51
+7 (4112) 35-46-58
mirlib@cbsykt.ru

Подписывайтесь на нас, следите за самыми актуальными новостями

Будьте с нами в своей любимой социальной сети!

  • Выставку подготовила:
  • Скрябина Л. В.,
  • гл. библиотекарь