ПЕРСОНА: ЛЕОНИД АНДРЕЕВ

В  биографии Леонида Николаевича Андреева было все, что делает образ писателя трагичным и притягательным: неудачи, попытки самоубийства, алкоголизм и склонность к меланхолии. И все это уместилось  в 48 лет жизни.

К 150-летию со дня рождения классика библиотека «Школьный мир» представляет вашему вниманию виртуальную выставку «Персона: Леонид Андреев». Сегодня мы  вспомним, какой путь прошел Леонид Николаевич, чтобы занять в русской литературе место основоположника экспрессионизма и мастера ужасов.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

Красный смех

«…безумие и ужас. Впервые я почувствовал это, когда мы шли по энской дороге – шли десять часов непрерывно, не останавливаясь, не замедляя хода, не подбирая упавших и оставляя их неприятелю, который сплошными массами двигался сзади нас и через три-четыре часа стирал следы наших ног своими ногами. Стоял зной. Не знаю, сколько было градусов: сорок, пятьдесят или больше; знаю только, что он был непрерывен, безнадежно-ровен и глубок. Солнце было так огромно, так огненно и страшно, как будто земля приблизилась к нему и скоро сгорит в этом беспощадном огне…»

Дневник Сатаны

«Дневник Сатаны» – последнее произведение Андреева. Сатана в облике человека отправляется в мир людей – и оказывается, что этот мир настолько погряз в грехах и преуспел в делах преступных, что далеко обогнал самого дьявола. Посланец преисподней, некогда вызывавший страх у людей, теперь выглядит наивным и жалким. «Дневник Сатаны» – это «книга итогов» творчества Андреева, книга философская, мрачная и, увы, актуальная до сих пор.

В сборник также вошли повести «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных» и другие произведения, относящиеся к разным периодам творчества писателя.

Иуда Искариот

«Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами. «Он ссорит нас постоянно, – говорили они, отплевываясь, – он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом…»

ЧТО ПОСЛУШАТЬ?

Царь голод

«Верхушка старинной соборной колокольни. Позади ее – ночное городское небо; внизу оно резко окрашено заревом городских уличных огней, вверху постепенно мутнеет, свинцовеет и переходит в черную, нависающую, тяжелую тьму. Там, где небо светло, на фоне его резко и отчетливо, как вырезанные из черного картона, вычерчиваются черные столбы, стропила, колокола и решетки церковной башни. Книзу башня переходит в черные, резкие и немного непонятные силуэты церковных кровель, каких-то труб, похожих на неподвижные человеческие фигуры, которые к чему-то прислушиваются, статуй, заглядывающих вниз…»

Кусака

«Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу…»

Собачий вальс

«За стеной поют песенку маляры. Песенка тихая, без слов, монотонная.

У письменного стола Генриха Тиле сидит его брат Карл, студент. Квартира новая, еще не вполне отделанная, и комната, в которой находится Карл Тиле, также не закончена. По назначению это гостиная, и уже в соответствующем строгом порядке расставлена новенькая мебель: кресла, полукресла, круглый стол перед диваном, овальное зеркало; но нет ковров, нет драпри и картин. И стоит посередине небольшой стол, накрытый для обеда. Все в комнате угловато, холодно, безжизненно – жизнь еще не начиналась. Слишком сильно блестит новенький рояль, но на пюпитре уже разложены ноты. Карл Тиле один; возится у стола с отмычкой…»

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

Минорная, но по-своему светлая история о взрослении русского писателя Леонида Андреева. Дом-полная чаша однажды оказался опрокинутым. Писатель всю жизнь вспоминал о днях юности, проведенных на Пушкарских улицах, где он повстречал многих героев своих будущих рассказов.

Лекция Дмитрия Быкова «Леонид Андреев и революция»

Дмитрий Быков: «Я очень счастлив, что Леонид Андреев — один из любимых моих писателей, я считаю, самый одаренный русский писатель Серебряного века, из прозаиков и драматургов точно лидер — набрал неожиданно такой литературный вес сейчас. Попробую объяснить, почему это произошло, и как Андреев связан с революцией».

Герой лекции — Леонид Андреев. В эпоху Серебряного века он был одним из самых известных прозаиков. Но видно сейчас немного подзабытых, а тогда входил в когорту золотых классиков, мало отличаясь от Бунина, например, или Горького.

наши контакты

Выставку подготовила: Фасхутдинова А.А., библиотекарь сектора по работе с молодежью