Все книги и публикации Ивана Ефимовича созданы на основе углубленного изучения архивных документов и доносят до читателей ранее неизвестные сведения из истории авиации Республики Саха (Якутия). Как историк он исследовал процессы зарождения, формирования и развития авиации Восточной Сибири в целом, но особенно – инженерно-авиационной службы Якутии, а также деятельность в годы войны воздушной перегоночной трассы Аляска – Сибирь.
Как писатель и журналист – воссоздал образы неординарных личностей, оставивших заметный след в истории авиации республики. В созданную им галерею портретов мастеров летного дела Якутии вошли заслуженные пилоты и штурманы СССР и РФ, а также авиаторы, удостоенные многих правительственных наград и почетных званий.
Большую исследовательскую работу провел Иван Ефимович по изучению жизни и деятельности одного из первых летчиков-якутов В. И. Кузьмина – заслуженного пилота СССР, Героя Социалистического Труда. Документальная повесть о видном организаторе воздушного транспорта в республике вышла двумя изданиями и пользуется большой популярностью у читателя.
Отдельным направлением творческой деятельности Негенбли являются изданные им фотоальбомы об авиации Якутии в целом и о перегоночной трассе Аляска – Сибирь. Это бесценные документы – свидетельства непосредственных участников той большой и благородной работы, которая проводилась в Якутии на протяжении нескольких десятилетий прошлого века. Ивану Ефимовичу удалось не только собрать множество уникальных фотографий, но и путем кропотливой многолетней работы «расшифровать», кто на них изображен, уточнить места и даты запечатленных событий. Обстоятельные вступительные статьи в фотоальбомах делают эти издания особенно ценными и познавательными.
Иван Ефимович – заслуженный работник культуры РС(Я), Член Союза писателей республики, почетный работник воздушного транспорта РС(Я), член Международного сообщества писательских союзов и Союза журналистов России, лауреат премий имени В.И. Кузьмина и Союза журналистов РС(Я). Награжден медалями «За доблестный труд» и «Патриот России», знаками «Отличник Аэрофлота» и «Гражданская доблесть».
«Где есть воля, найдутся и пути»
Иван Негенбля
Иван Ефимович Негенбля родился в 1938 году в селе Снетин Лубенского района Полтавской области Украинской ССР. Семья пережила два года оккупации во время Великой Отечественной войны. Отец воевал, мать Вани дни напролет трудилась на благо фронта и поднимала на ноги троих детей в одиночку. У Вани была большая тяга к знаниям и уже в 6 лет он пошел в школу. Каждый день преодолевая километры ребята шли за знаниями. Школу Ваня окончил с серебряной медалью. Год работал в колхозе и в шестнадцать лет поступил на механический факультет Киевского института гражданского воздушного флота, где получил специальность инженера-механика по техническому обслуживанию воздушных судов.
После окончания института в 1961 году 20 выпускников по распределению прибыли в далекую Якутию. Работа нашлась всем, Иван устроился инженером в Якутской авиационно-технической базе (АТБ). Отработав положенный срок в Якутии, почти все киевские выпускники уехали обратно. Остались только трое, Иван в том числе. Он стал секретарем комсомольской организации авиапредприятия города Якутска, членом горкома и обкома комсомола. Умел объединить молодежь вокруг себя, настроить на ударные дела.
В апреле 1964 года один из его коллег женился на студентке медицинского факультета ЯГУ. Ивана посадили рядом с подругой невесты, так он встретил любовь всей жизни — Олю. Молодые люди стали встречаться, а на следующий год они создали свою семью. На свадьбе друзья Ивана взяли расписку с новоиспеченной жены, что она обязуется каждое лето отпускать Ивана в поход. Так сильно они любили походы и сплавы, порой и месяцами из лесу не выходили. Ольга никогда не была против его увлечению туризмом. Годы счастливой семейной жизни были связаны с работой, воспитанием дочерей, поездками с друзьями на природу в окрестности Якутска, поездками в отпуск: на Черное море, в город Киев, в Татарию.
С 1968 г. стал начальником АТБ Маганского авиапредприятия, с 1974 г. – начальником штаба, а затем – старшим преподавателем 17-го учебно-тренировочного авиаотряда. Затем болезнь приковала в инвалидной коляске, но это не сломило его боевой дух. С 1985 г. Иван Ефимович стал заниматься любимым делом —изучением истории авиации. В 1990 году вышла в свет его первая книга «Формула подъемной силы». С тех пор писателем изданы десятки книг на авиационную тематику.
Иван Ефимович о жизни, творчестве и увлечениях
«Жить надо каждый день, а не откладывать его на потом»
Иван Негенбля
Иван Ефимович на протяжении многих десятилетий был читателем, большим другом нашей библиотеки. За эти годы с его участием прошли столько интересных мероприятий: теплые встречи, презентации, книжные выставки. В фонде библиотеки — целая коллекция работ по истории авиации Якутии с личным автографом автора.
В жизни у каждого из нас встречаются люди, чьи имена становятся символом мудрости, неиссякаемого таланта и безграничной преданности любимому делу. Иван Ефимович Негенбля стал для нас именно таким человеком-легендой. Его внимательное чуткое отношение, тактичность, высокая культура и интеллигентность всегда останутся в наших сердцах.
С помощью кнопки «Заказать книгу» можно сделать предзаказ документа в библиотеке. Уведомление о готовности заказа придет на указанный вами адрес электронной почты.
Книга написана на основе архивных материалов, личных воспоминаний автора и его бесед с героями очерков. Освещая отдельные эпизоды из жизни и трудовой деятельности пилотов и техников гражданской авиации, автор приобщает читателя к их нелегким будням и творческим поискам
Книга включает статьи, очерки, документальные рассказы, воспоминания участников перегонки воздушной трассы Аляска — Сибирь в 1942 — 1945 гг.
Книга об одном из первых летчиков-якутов В.И. Кузьмине, заслуженном пилоте СССР, Герое Социалистического труда, видном организаторе воздушного транспорта в Якутии
Эта книга о боевых делах и трудовых буднях авиаторов-якутян в годы Второй мировой войны. Статьи, очерки и воспоминания рассказывают о ратных подвигах на фронте и самоотверженном труде в тылу летчиков, техников и других авиационных специалистов
Одно дело труд добросовестного работника, и другое — труд новатора, Мастера. Кругозор хорошего исполнителя, в лучшем случае, равен Опыту. Добросовестный работник идет рядом с Опытом, держится за него, ищет в нем опору и поддержку. Совсем по-другому смотрит на свою работу мастер-новатор. Он смело становится на плечи Опыта и зорко смотрит вперед, стараясь не упустить ничего нового, такого, что может пригодится для совершенствования мастерства, дела.
Популярные очерки об освоении Арктики авиаторами всех стран мира от первого полета, в 1897 году, шведского воздухоплавателя С.Андре и его товарищей до экспедиции советского экипажа И.И. Черевичного в 1941 году к «полюсу относительной недоступности».
Предлагаем к просмотру фильмы об истории трассы «Алсиб», о судьбах летчиков, об обследовании мест крушений самолетов, архивных и поисковых исследованиях
Источники:
КАК ЗАПИСАТЬСЯ В БИБЛИОТЕКУ?