английский писатель
«Что касается моего искусства, то я наслаждаюсь им так же, как самый восторженный из моих читателей; и чувство ответственности овладевает мною всякий раз, когда я беру в руки перо».
"Я никогда бы не смог достичь того, чего достиг, без привычки к пунктуальности и порядку, без прилежания и без решимости полностью сосредоточиться на одной цели".
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Портсмуте. Когда Чарльзу было 12 лет, его отец, мелкий чиновник, за долги оказался в тюрьме, и мальчику пришлось трудиться на гуталиновой фабрике. Условия труда там были ужасные. Чарльз стал свидетелем страшной нищеты, что впоследствии сказалось на выборе тем для многих его произведений.
Энергия Диккенса казалось поистине неистощимой: он написал много прекрасных романов, несколько книг о путешествиях, опубликовал свою биографию, кроме того он издавал еженедельные журналы, а также возглавлял различные благотворительные организации. Диккенс очень любил театр, он написал немало пьес и даже сам поставил по одной из них спектакль.
Писатель много ездил по свету и часто посещал Соединенные Штаты Америки, где выступал с лекциями, посвященными борьбе с рабством. Он был страстным борцом против нищеты и горячо стремился повысить уровень образования и улучшить жизнь детей из неимущих семей.
Литературную карьеру Диккенс начал в качестве журналиста: он писал парламентские репортажи для газеты «Morning Chronicle», а также под псевдонимом Боз публиковал очерки и эссе в разных журналах. «Посмертные записки Пиквикского клуба», впервые изданные как серия отдельных историй, имели невероятный успех. Затем последовали такие знаменитые произведения, как «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфильд», «Большие надежды». Эти книги интересны не только великолепными сюжетами, но и, возможно, самыми запоминающимися персонажами английской литературы.
Первый роман Диккенса, которым писатель впервые по-настоящему заявил о себе в издателськом мире. Четверо «настоящих английских джентльменов» – милейший Сэмюел Пиквик, вечно попадающий впросак, престарелый романтик Трейси Тапмен, не написавший ни одного стихотворения «поэт» Огастес Снодграсс и спортсмен-недотепа Натэниел Уинкль – отправляются на поиски приключений…
Второй роман Диккенса и первая книга на английском языке, в которой главный положительный герой - ребёнок. "Оливер Твист" - это не просто роман, а гневный протест Диккенса против английской общественной системы. Описывая жизнь мальчика-сироты, он пытался привлечь внимание общественности к таким темам, как эксплуатация детского труда и тяжелые условия жизни детей, которые вынуждают их становиться преступниками.
Яркая картина жестокой системы школьного образования в Йоркшире. Главный герой Николас Никльби работает учителем в закрытой школе-интернате, которую возглавляет злобный Уэкфорд Скуирз.
Роман - один из шедевров Диккенса. Жизнь мальчика-сироты Пипа навсегда меняется после того, как судьба сводит его с беглым каторжником, с умирающей мисс Хэвишем и её прекрасной, но холодной опекуншей Эстеллой..
"Сам ли я стану героем собственного жизнеописания или же это место будет занято другим, станет ясно, когда вы прчтёте мою книгу", - писал Диккенс в своём, отчасти автобиографическом, романе, в котором рассказывается о постепенном превращении мальчика, работающего на фабрике, в писателя.
В декабре 1843 года Диккенс написал Одну из своих наиболее популярных произведений "Рождественская песнь в прозе". Рассказывая историю скряги и отшельника Эбинизера Скруджа, которому гости-призраки помогают постигнуть истинный смысл Рождества Христова, Диккенс в живой и доступной манере как бы обращается с посланием доброй воли ко всему человечеству. "Рождественская песнь в прозе" мгновенно стала сенсацией. Книга оказала влияние на укрепление рождественских традиций и навсегда осталась для читателей неразрывно связанной с этим чудесным праздником.
"Для биографа в его герое важно лишь неповторимое, а те качества, которыми он обладает вместе с миллионами других людей, - это уже материал для историка. В сущности, в жизни Диккенса не было ничего необыкновенного, по крайней мере с общепринятой точки зрения. Неповторимым был он сам, и эта неповоримость, необычайность так ослепительна, что невольно удивляешься Пирсону, умеющему восхищаться спокойно и в меру".
По произведениям Диккенса ставили спектакли на лучших театральных сценах мира. Их многократно экранизировали. Фильмы, сериалы, мультфильмы по его романам нам знакомы с малых лет. Необычайная кинематографическая пластичность героев Диккенса позволяет режиссерам легко переместить его творчество с книжных страниц на экраны. Проза XVIII века была (за редкими исключениями) лишена объёмного, трехмерного, реалистического героя. Диккенс был одним из изобретателей трехмерной, объёмной прозы, одним из создателей героя, который живет сам по себе, независимо от воли автора.
Если бы сказали охарактеризовать Диккенса одним словом, то я бы сказала: энергия. Он всегда был в движении. Мог писать два романа одновременно, часто уезжали всей семьей в продолжительные путешествия, выпускал свой еженедельный журнал, занимался благотворительностью и общественной работой. Разъезжал по всей Англии с лекциями, чтобы собрать деньги для образования рабочих, помогал открывать школы для бедных. Начинал работать с раннего утра, ежедневно ходил пешком не менее 20 миль. И в то же время, Диккенс очень любил праздники, вечеринки, танцы до утра. Он и есть энергия — неподражаемый Чарльз Диккенс.
За свою жизнь он создал 13,5 романов и множество рассказов. Читайте Диккенса, чтобы понять его самого и его время. Читайте Диккенса, чтобы понять Англию. Читайте Диккенса, чтобы навсегда полюбить волшебство чтения. Читайте Диккенса просто так, ведь в жизни всегда найдется место чтению.
Выставку подготовила библиотекарь
Ефимова-Вензель В.С.