22 мая 2023 года в России отмечают 210 — летие со дня рождения Вильгельма Рихарда Вагнера. Представляем виртуальную выставку «Полёт валькирий«, посвящённую выдающемуся немецкому композитору.
Рихард Вагнер – великий немецкий композитор и дирижер. В биографии Вагнера имеется немало достижений. Являясь крупным теоретиком искусства, он реформировал оперу и оказал гигантское влияние на немецкую музыкальную культуру.
Детские и юные годы
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г., в Лейпциге, в небольшой чиновничьей семье. Поступив в школу святого Фомы в 1828 г., он начал свое музыкальное образование. Его первым учителем стал церковный кантор Т. Вайнлиг.
В 1831 г. Вагнер стал студентом лейпцигского университета.
Творческий путь
Период 1833–1842 годов был самым беспокойным и одновременно плодотворным.
Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность
театрального хормейстера в Вюрцбурге.
Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”. Также в это время была написана опера “Летучий голландец”
Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.
В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”. Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.
Влияние Вагнера
Реформа оперы оказала гигантское влияние на музыку как в Европе, так и в России. Вагнер основывался на музыкальном романтизме, одновременно закладывая основание для модернистских течений.
Главным пропагандистом Вагнера в России был его близкий друг, А. Н. Серов. Кроме того, творчество выдающегося немецкого композитора во многом повлияло на Н. А. Римского-Корсакова. “Вагнеровские нотки” четко прослеживаются в творчестве А. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина.
Последние годы жизни и смерть
В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.
Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.
Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.
Вильгельм Рихард Вагнер
С помощью кнопки «Заказать книгу» можно сделать предзаказ документа в библиотеке. Уведомление о готовности заказа придет на указанный вами адрес электронной почты.
С помощью кнопки «Читать в ЛитРес» можно прочитать книгу на сайте ЛитРес.
”Музыка начинается там, где слова бессильны выразить то, что человек чувствует.”
Рихард Вагнер
1. Вагнер родился в Лейпциге, Германия, в 1813 году.
2. Его отец был полицейским, а мать — актрисой.
3. В юности он стал интересоваться музыкой и начал композировать собственные произведения.
4. Первый брак Вагнера был заключен с актрисой Минной Плане, которую он любил до конца своей жизни.
5. В 1849 году Вагнер был вынужден покинуть Германию после участия в революционных событиях.
6. Он жил в разных странах, включая Швейцарию, Италию и Францию, прежде чем вернуться в Германию.
7. В 1870-х годах Вагнер получил финансовую поддержку от баварского короля Людвига II.
8. В 1876 году была представлена одна из наиболее известных опер Вагнера, «Кольцо Нибелунга», в Байройте.
9. Вагнер считается одним из наиболее влиятельных композиторов в истории музыки.
10. Он был также известен своими сочинениями в области философии и эстетики, в том числе «Опера и драма» и «Религия и искусство».
11. Вагнер был знаменит своими музыкальными драмами, которые смешивали музыку, слова и действие в единое произведение искусства.
12. Его музыка влияла на многих композиторов, включая Махлера, Штрауса и Рихарда Штрауса.
13. Вагнер был также политическим активистом и пропагандистом Германской империи.
14. Его музыка часто использовалась в кинофильмах, включая «Апокалипсис сегодня», «Экзорцист» и «Багровый реквием».
15. Вагнер умер в Вене в 1883 году, оставив после себя наследие, которое продолжает вдохновлять музыкантов и любителей музыки по всему миру.
Титулы, награды Рихарда Вагнера:
Орден Максимилиана «За достижения в науке и искусстве» был учрежден в 1853 году королём Баварии Максимилианом II и присуждается за выдающиеся достижения в области науки и искусства.
Памятники Рихарду Вагнеру:
1. Памятник Вильгельму Рихарду Вагнеру в Риме, Италия — Piazza R dei Corvi, 00186 Roma RM, Италия.
Установлен в 1911 году по инициативе Федерико Массоны. Находится на площади Пьяцца Рей дель Король.
2. Памятник Вильгельму Рихарду Вагнеру в Берлине, Германия — Oldenburger Str., 10551 Berlin, Германия.
Установлен в 1907 году на площади Олденбургер Штрассе.
3. Памятник Вильгельму Рихарду Вагнеру в Мюнхене, Германия — Wilhelm-Richard-Wagner-Platz, 80333 München, Германия.
Установлен в 1913 году на площади Вильгельма-Рихарда-Вагнера.
4. Памятник Вильгельму Рихарду Вагнеру в Лейпциге, Германия — Rosentalgasse, 04103 Leipzig, Германия.
Установлен в 1906 году в парке Розенгартен.
5. Памятник Вильгельму Рихарду Вагнеру в Байруте, Ливан — Lebanese National Conservatoire, Beirut, Ливан.
Установлен в 1962 году на территории Бейрутского консерватория.
”Рихард Вагнер — это здоровый и сильный доктор, который лечит тех, кто страдает от нервного расстройства.”
Густав Малер — австрийский композитор
Изд: Музыка
Рихард Вагнер: сборник статей
Сборник статей музыковедов Советского Союза и Германской Демократической Республики посвящен различным аспектам творчества великого немецкого композитора. Рассматриваются проблемы русской и советское вагнерианы, музыкальной драматургии Вагнера, влияния его творчества на музыкальную культуру XX века, идейной эволюции композитора и др.
Кенигсберг А. К.
Рихард Вагнер. 1813-1883. краткий очерк жизни и творчества…
В четвертый том собрания сочинений вошел приключенческий роман «Лезвие бритвы», который ставит проблемы изучения возможностей человека, резервов психики, использования знаний, добытых тысячелетней практикой разных наук, в частности хатха-йогой.
Коллектив авторов
Эллинская культура в изложении Фр. Баумгартена, Рих. Вагнера…
Во второй том собрания сочинений И.А. Ефремова вошли «Дорога ветров (Гобийские заметки)» и повесть «На краю Ойкумены». «Дорога ветров» — заметки путешественника, знакомящие читателя с интересной областью Центральной Азии, а также с достижениями палеонтологической науки. Повесть «На краю Ойкумены» уводит читателя в Грецию и Египет XI-X веков до н.э. и рассказывает о приключениях молодого скульптора грека Пандиона.
Ницше Ф.
Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру
Столичная красавица Лидия Чебоксарова — барышня с претензиями, для которой настоящая жизнь там, где «блеск, раболепство мужчин и безумная роскошь» — встретила провинциального, немного простодушного, но прагматичного Василькова. Конфликт между ними приобретает форму поединка, в котором «женские подвиги» Чебоксаровой наталкиваются на твердую волю Василькова: он хочет воспитать жену и сделать из нее умную, практичную хозяйку и украшение светского салона. «Усмирение своенравной» приводит к тому, что ему удается выбить из головы Лидии все глупости и заставить жить «по бюджету»
Гозенпуд А. А.
Рихард Вагнер и русская культура. исследование
В третий том собрания сочинений И. А. Ефремова вошли роман «Туманность Андромеды» и повести «Сердце Змеи» и «Звёздные корабли».
Изд: Азбука
Рихард Вагнер. Статьи и материалы. сборник научных трудов кафедры…
Вашему вниманию предлагается пьеса А.Н.Островского о трагической судьбе женщины «в темном царстве» — царстве социального неравенства и угнетения, жестокости и невежества, господствовавших в России еще в прошлом веке.
Коллектив авторов
Музыкальные драмы немецких и австрийских композиторов.
В книге собраны переводы легендарных музыкальных драм немецких и австрийских композиторов. Принадлежа к разным музыкальным эпохам и являясь вершинами классицизма, венского классицизма, позднего романтизма, модерна и неоклассицизма, эти сочинения входят в сокровищницу мировой музыкальной культуры и убеждают нас в том, что в Германии и Австрии союз музыки и слова увенчался лавровым венком бессмертия. Большинство произведений публикуется на русском языке впервые.
Евгений Рудницкий
Сто лет одного мифа
Вагнеровский фестиваль в Байройте – один из самых значительных музыкальных форумов в мире. В Германии им по праву гордятся как уникальным достижением немецкой музыкальной культуры, породившим многочисленные аналогичные оперные фестивали – в Зальцбурге (Австрия), Экс-ан-Провансе (Франция) и некоторые другие. Из общего ряда подобного рода фестивалей его выделяет то, что он создан волей выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера и посвящен его творчеству. У этого фестиваля богатая история, тесно связанная с историей Германии конца XIX – XX века и начала нашего столетия, отразившая все ее перипетии на протяжении этого периода. Еще одной его уникальной особенностью стало то, что на протяжении первых ста с лишним лет своего существования он представлял из себя семейное предприятия семьи Вагнер – прямых потомков композитора, пытавшихся по мере сил сохранять доставшееся ей наследие и поддерживать его в том виде, в каком оно должно по их мнению служить следующим поколениям.
Евгений Браудо
Wagner-Festspiеle
«В Simplicissimus’е я нашел недурную, хотя и несколько грубую, каррикатуру на вагнеровский энтузиазм мюнхенцев. Наверху 1865 год – группа мюнхенских граждан, с типичными лицами Hofbräuhäusler с остервенением выталкивают за пропилеи Рихарда Вагнера; подпись: «schmeisst ihn n’aussi!» Внизу – 1910 год; те же почтенные граждане в цилиндрах и фраках почтительно приветствуют Вагнера, которого насильно тащут по направлению к тем же пропилеям; подпись: «Oh mit dem giebt es was zu verdienen, schmeisst ihn wieder nein».
В этих двух каррикатурах довольно верно передана история Вагнеровского театра в Мюнхене…»
Евгений Браудо
Любовь и смерть
«Тристан и Изольда» в поэмах средневековья и в музыкальной драме Рихарда Вагнера.
Евгений Браудо
Музыка после Вагнера
«Если бросить беглый взгляд на темы, которые вдохновляют творчество современных композиторов, на те формы в которые вылилась их музыка, то получится впечатление совершенного хаоса. Тут и глубокомысленные поэмы из области современных философских исканий, рядом с ними примитивная романтика и социальная драма, тонкие импрессионистские наброски и строгая, чистая, в смысле стиля, камерная музыка, музыка на социалистические темы и догматические религиозные композиции. Но стоит только глубже нам всмотреться в это пестрое многообразие явлений современной музыкальной жизни, и мы без труда заметим одну общую черту, свойственную всем жизнеспособным музыкальным произведениям наших дней. Современная музыка окончательно утратила свой былой характер праздной забавы…»
Александр Блок
Искусство и Революция
«В могучем и жестоком, как все могучее, творении своем, озаглавленном «Искусство и Революция», Вагнер устанавливает следующие истины:
Искусство есть радость быть самим собой, жить и принадлежать обществу.
Искусство было таким в VI веке до р. Хр. в Афинском государстве…»
”Музыка Рихарда Вагнера имеет бесконечное количество смыслов и оттенков, и ее нельзя понять, просто послушав один раз.”
Пьер Булез
КАК ЗАПИСАТЬСЯ В БИБЛИОТЕКУ?
Источники:
Наш адрес:
Библиотека-филиал №16 «Зал семейного чтения имени А.П.Гайдара»
Правила пользования библиотекой ЗДЕСЬ
г. Якутск, проспект Ленина 7/2
тел: +7 (4112) 420673
эл. почта: gaidara@cbsykt.ru
Выставку подготовил Макаров Е.И.