Творчество А. Моцарта

Фортепианное творчество

С раннего детства Моцарт поражал окружающих игрой на клавесине, а затем на фортепиано. Поэтому не случайно, что им написано для фортепиано так много различных произведений: сонат, фантазий, рондо, вариаций, концертов. Фортепиано является обязательным участником трио, квартетов, квинтетов. Фортепианное творчество Моцарта – это дальнейший этап развития фортепианной музыки и Венской классической школы.

Особое место в фортепианном творчестве Моцарта занимают 19 сонат и 3 фантазии. ранних сонат 1774-1775 гг. (мюнхенско-зальцбургские сонаты) еще испытывают влияние Ф.Э. и И.К. Бахов, Гайдна. Они довольно просты и по содержанию, и по музыкальному языку. Центральные 7 сонат, написанные в 1777-1778 гг. во время поездки в Мангейм и Париж, это уже яркое проявление индивидуальности Моцарта. В них устанавливается 3-х частность, хотя встречается и нетрадиционная трактовка частей (соната A-dur). Возрастает сила и роль контрастов, активно используются приемы сонатного и вариационного развития, формируется свой фортепианный стиль. Для фортепианных произведений Моцарта характерна мелодичность, певучесть, мягкость звучания. Он четко отделяет поющую мелодию в верхних голосах и сопровождение. Причем, поющими у него становятся все украшения, пассажи. Фактура разнообразная, но часто легкая, прозрачная, преобладает 3-х голосие, прослушиваются все детали. Последние 6 венских сонат 1784-85, 1788-89 гг. ярко индивидуальны. Для них характерны сложные первые части, они многотемны, развернуты.

Симфоническое творчество

Три симфонии 1788 года. В обширном симфоническом творчестве Моцарта (симфонии, серенады, дивертисменты, концерты) высшим достижением являются три последние симфонии, написанные в течение одного лета 1788 года: No 39 ( ми-бемоль мажор ), No 40 ( соль минор ), No 41 ( до мажор ). Несмотря на их хронологическое соседство, они глубоко различны. Каждая из этих трех симфоний достаточно индивидуальна, специфична и представляет собой особый художественный организм с присущим ему кругом образов.

Оркестр Моцарта. Оркестр Моцарта того же типа, что и оркестр Гайдна. Основную функцию исполняет струнная группа, при этом мелодический материал чаще всего поручается первым скрипкам. Контрабасы обычно удваивают партию виолончелей, лишь изредка отделяясь от них. Деревянная группа, состоящая из 2 флейт (в симфонии соль минор одна флейта),2 гобоев и 2 фаготов, используется как для исполнения тематического материала, так и для подчеркивания гармонии и ритма. К кларнетам Моцарт прибегает редко: они имеются в партитуре ми-бемоль-мажорной симфонии. 

Симфония ми-бемоль мажор . Основой симфонии ми-бемоль мажор (No 39) является танцевально-бытовая музыка. Все основные темы частей симфонии танцевальны. Но в первой части эта танцевальность перерастает в образы героического плана, во многом предвосхищающие некоторые темы из третьей (<<Героической>>) симфонии Бетховена. 

Оперное творчество

Моцарт писал оперы в течение всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Однако высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнему десятилетию (1782-1791 годы). Моцарт писал оперы различных типов и жанров.

Оперное реформаторство Моцарта. Наряду с Глюком, Моцарт был величайшим реформатором оперного искусства XVIII столетия. Однако, в отличие от него, собственную реформу не декларировал теоретически. Отталкиваясь от иных эстетических предпосылок, Моцарт сделал другой тип музыкальной драматургии. Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что «в опере поэзия обязана быть послушной дочерью музыки». Однако из этого не нужно делать вывод, что Моцарт не придавал крупного значения либретто оперы. Напротив, оперная музыка Моцарта располагается в полном единстве с развитием сценического действия. Отношение к либретто.

О том, что Моцарт был очень требователен к либретто своих опер, свидетельствуют его высказывания в письмах. Специальный интерес представляют в этом отношении послания Моцарта к отцу из Мюнхена в связи с готовившейся там постановкой оперы «Идоменей». Моцарт считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным, не затягивающим воздействие. В своих требованиях Моцарт проявлял изумительное чутье и понимание оперной сцены с ее специфическими закономерностями. Он исходил из соображений драматической художественной правды, сценической целесообразности, невзирая на традиционные условности жанра оперы-seria в «Идоменее».