ВСЕ КАК ЕСТЬ:
МИХАИЛ БУЛГАКОВ

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения великого писателя, драматурга, актера и театрального режиссера — Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 — 1940).

В честь 130-летнего юбилея Михаила Булгакова в библиотеке «Школьный мир» планируется  проведение ряда мероприятий. Одно из центральных событий виртуальная выставка «Все как есть: Михаил Булгаков». 

На данной выставке представлены автобиографии писателя, подборки книг, статей, видеолекций по жизни и творчеству классика русской литературы М.А. Булгакова.

АВТОБИОГРАФИЯ (1924)

Родился в г. Киеве в 1891 году. Учился в Киеве и в 1916 году окончил университет по медицинскому факультету, получив звание лекаря с отличием.

Судьба сложилась так, что ни званием, ни отличием не пришлось пользоваться долго. Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов. В начале 1920 года я бросил звание с отличием и писал. Жил в далекой провинции и поставил на местной сцене три пьесы. Впоследствии в Москве в 1923 году, перечитав их, торопливо уничтожил. Надеюсь, что нигде ни одного экземпляра их не осталось.

В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. Заодно возненавидел редакторов, ненавижу их сейчас и буду ненавидеть до конца жизни.

В берлинской газете «Накануне» в течение двух лет писал большие сатирические и юмористические фельетоны.

Не при свете свечки, а при тусклой электрической лампе сочинил книгу «Записки на манжетах». Эту книгу у меня купило берлинское издательство «Накануне», обещав выпустить в мае 1923 года. И не выпустило вовсе. Вначале меня это очень волновало, а потом я стал равнодушен.

Напечатал ряд рассказов в журналах в Москве и Ленинграде.

Год писал роман «Белая гвардия». Роман этот я люблю больше всех других моих вещей.

Москва, октябрь 1924 г.

АВТОБИОГРАФИЯ (1931)

Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.

В годы 1919—1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера.

В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем фельетонистом. В годы 1922—1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман «Белая гвардия».

В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни Турбиных» и была запрещена после 289-го представления.

Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и была запрещена после 200<-го> представления.

Следующая — «Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена приблизительно после 50-го представления.

Следующая — «Бег» была запрещена после первых репетиций в Моск<овском> Художественном театре.

Следующая — «Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не дошла.

Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой, написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя.

В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в актерский состав Московского Художественного театра. 

Михаил Булгаков Москва, март 1931 года

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ

Создание романа "Мастер и маргарита"

Михаил Булгаков писал свой роман «Мастер и Маргарита» в общей сложности 12 лет. Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.

Известно, что замысел романа возник у писателя в 1928 году, а в 1929 году Булгаков начинает роман «Мастер и Маргарита» (тогда еще не имевший этого названия).

После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.

В первой редакции роман «Мастер и Маргарита» имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В», «Гастроль».

18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош», первая редакция романа, доведенная до 15‑й главы, была уничтожена самим автором.

В 1931 году Михаил Булгаков возобновил работу над «Мастером и Маргаритой».

Вторая редакция «Мастера и Маргариты», создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта».

Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.

Третья редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале  называлась «Князь тьмы». В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название «Мастер и Маргарита», ставшее окончательным, поставил даты 1928‑1937 и более не оставлял над ним работу.

В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.

Роман «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.

Впервые роман был опубликован только в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном журнальном варианте. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, заслуга жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.

ПОДБОРКА ЛУЧШИХ КНИГ

Все представленные книги можно прочитать бесплатно через электронную библиотеку литрес*
* при наличии читательского билета (можно получить во всех библиотеках города Якутска)

Цикл «Записки юного врача» и другие рассказы писателя, представленные в аудиокниге, имели своим материалом реальные жизненные обстоятельства – службу Булгакова в качестве земского врача в Смоленской губернии. Работа над циклом, видимо, стала переходной от трудов и дней земского врача к труду литературному. 2-е издание.

Содержание:

Записки юного врача

Полотенце с петухом

Крещение поворотом

Стальное горло

Вьюга

Тьма египетская

Пропавший глаз

Звездная сыпь

Морфий

Необыкновенные приключения доктора

Красная корона

Китайская история

Богема

Записки на манжетах

Полное описание Закрыть

Уникальная повесть Михаила Булгакова, которая раскрывает важную, но не всем известную сторону жизни автора – молодого врача, и, одновременно, пациента, пристрастившегося к дозам морфина и пытающегося вырваться из наркотического плена. Булгакову удалось пугающе подробно описать ощущения морфиниста, всю глубину отчаяния и бесконечную надежду на освобождение от разрушающей зависимости.

Содержание:

1.«Морфий»

2.«Налёт. В волшебном фонаре»

3.В ночь на 3-е число. Из романа «Алый мах»

4.«Я убил»

5.«Необыкновенные приключения доктора»

6.«Красная корона. Historia morbi»

7.«Китайская история. 6 картин вместо рассказа»

8.«Псалом»

Полное описание Закрыть

Повесть «Роковые яйца» – произведение фантастическое и вместе с тем ужасающе реалистичное. Вы насладитесь атмосферой и духом повести, воплощенными в емком, многогранном булгаковском языке, яркой игре аллегорий и смысла, горьковатом и беспощадном юморе.

Ученый Персиков разрабатывает луч жизни, способный многократно ускорять развитие живых существ. Этим открытием собирается воспользоваться заведующий совхозом Александр Семенович Рокк. Он выписывает из-за границы ящики куриных яиц. Вследствие роковой ошибки в совхоз присылают яйца змей, крокодилов и страусов, которые расплодились, выросли до невероятных размеров и двинулись на Москву…

 
 
 
 
 
 
Полное описание Закрыть

«Мастер и Маргарита» – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом, смерти и бессмертия. 

Жарким майским вечером председатель правления МАССОЛИТ Михаил Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный отправились на Патриаршие пруды, чтобы обсудить: существовал ли Иисус Христос. Беседой литераторов заинтересовался некий импозантный гражданин-иностранец. Профессор Воланд стал уверять новых знакомых, что лично присутствовал на допросе бродяги Иешуа Га-Ноцри, который проводил Понтий Пилат.

Александр Берлиоз и Иван Бездомный сочли собеседника сумасшедшим. А зря. Ведь через несколько часов Берлиоз попал под трамвай, а Иван отправился в сумасшедший дом, где и познакомился с мастером – возлюбленным Маргариты, будущей королевой бала у сатаны. Поэт узнает, что именно из-за романа о Понтии Пилате мастер оказался в сумасшедшем доме, а сама рукопись принесла писателю страшные несчастья…

Тем временем Воланд со свитой весьма необычным образом исследуют, как изменились москвичи за последние годы. Это исследование надолго останется в памяти тех, кому довелось столкнуться с происками дьявола и его помощников, обладающих специфическим чувством юмора и особым взглядом на справедливость и милосердие…

Полное описание Закрыть

«Белая гвардия» – не просто роман, но своеобразная хроника времени – хроника, увиденная сквозь призму восприятия «детей страшных лет России». Судьба издерганной дворянской семьи, задыхающейся в кровавом водовороте гражданской войны, под пером Булгакова обретает черты эпической трагедии всей русской интеллигенции – трагедии, отголоски которой доносятся до нас и теперь…

Место действия романа – Киев. Время действия – зима 1918 года. Город занят немецкими войсками, у власти стоит гетман «всея Украины». Но со дня на день в город может войти армия Петлюры – бои идут уже рядом с городом. Волею судьбы семья Турбиных оказывается втянута в водоворот этих страшных событий…

Роман «Белая гвардия» – это лирическая исповедь о русской истории, трагический рассказ о Гражданской войне, исторический документ о великой культуре и конечно же тонкая и лиричная книга полная жалости, любви и веры.

Полное описание Закрыть

Повесть «Собачье сердце» – одно из самых известных и запоминающихся произведений в творчестве Михаила Булгакова. С неподражаемым сарказмом и юмором Булгаков описал небывалый рискованный эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека.

Великолепная пародия на парадоксальную обстановку Советской России 30-х годов. Жестокий опыт по выведению новой «породы» людей показывает, что нельзя безнаказанно экспериментировать с природой и менять Божий Промысел в угоду политическим целям. Детища подобных экспериментов способны уничтожить своих создателей.

Полное описание Закрыть

МИХАИЛ БУЛГАКОВ И ВЛАСТЬ

ИСТОРИЯ сложных взаимоотношений

О том, какими были политические взгляды и убеждения Михаила Булгакова, можно в какой-то степени понять из воспоминаний его близких и друзей, а также из его собственных показаний во время допроса в ОГПУ. 

Отрывок из протокола допроса Михаила Булгакова в ОГПУ 22 сентября 1926 г.: 

«Литературным трудом начал заниматься с осени 1919 г. в гор. Владикавказе, при белых. Писал мелкие рассказы и фельетоны в белой прессе. В своих произведениях я проявлял критическое и неприязненное отношение к Советской России. <…> На территории белых я находился с августа 1919 г. по февраль 1919 г. Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением». 

Сергей Александрович Ермолинский, драматург, один из близких друзей Булгакова: 

«Он не был фрондером! Положение автора, который хлопочет о популярности, снабжая свои произведения якобы смелыми, злободневными намеками, было ему несносно. Он называл это «подкусыванием Советской власти под одеялом». Такому фрондерству он был до брезгливости чужд, но писать торжественные оды или умилительные идиллии категорически отказывался». 

 Рубен Николаевич Симонов, театральный актер и режиссер: 

«Вспоминаю последнюю встречу с драматургом в 1940 году. Немцы напали на Францию. Михаил Афанасьевич говорил о том, как ужасно то, что немцы напали на Францию, что война перекинется на Советский Союз. <…> Он сказал мне: «Вы знаете, Рубен Николаевич, я, наверное, все-таки пацифист. Я против убийств, насилий, бессмысленной войны»».









"Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу"

Последней каплей, которая привела Булгакова к столь решительному шагу, стал запрет его пьесы «Кабала святош» о Мольере, а до этого – еще нескольких. Причем в письме Булгаков не скрывал своих политических взглядов, говорил о том, что не приемлет революцию и ее идеалы, является сторонником эволюции. В общем, это было невероятно смелое письмо-вызов.
А 18 апреля 1930 года писателю позвонил сам Сталин.
Вождь спросил: «Ну что, мы вам очень надоели? Может, действительно отпустить вас за границу?»
 
Булгаков с колебанием в голосе ответил: «Я много думал и все-таки решил, что место русского писателя на Родине».
Сталин: «Я тоже так думаю. Где бы хотели работать?»
Булгаков: «В Московском художественном театре».
Сталин дал распоряжение, и Булгакова приняли на работу во МХАТ ассистентом-режиссера. Как по мановению волшебной палочки восстанавливаются в репертуаре пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Кабала святош» (правда, ее все же вскоре сняли). 
 
Булгаков еще несколько раз писал Сталину: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал». Он даже просил вождя всех времен и народов стать его первым читателем. Но все письма остались без ответа.

28

Март 1930

ПОДБОРКА ЛУЧШИХ ВИДЕОЛЕКЦИЙ

самые интересные лекции, раскрывающие таинственную личность МИхаила Булгакова

Доктор филологических наук, профессор Литературного института имени А. М. Горького, критик и писатель Мариэтта Чудакова известна как блестящий знаток истории советской литературы и как автор первой научной биографии Михаила Булгакова.

Лекция на тему «Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита» касается основных сфер интересов Мариэтты Чудаковой: русской литературы советского периода, стилевых тенденций, текстологии.

Лекция вышла в эфир телеканала «Культура» в октябре 2011 года.

Михаил Булгаков и пречистенцы

Читает заведующий отделом Государственного литературного музея «Музей Серебряного века» Михаил Шапошников. Лекция из цикла «Из истории литературного быта 1920–50-х годов».

Пречистенка, Остоженка — исторические места, где работал Михаил Афанасьевич Булгаков, где рождались и оживали герои его замечательных книг. Здесь, например, профессор Преображенский подобрал пса Шарика. А чуть дальше писатель сочинил свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита».

Вы узнаете о булгаковской Москве, о жизни писателя в уютных и порой загадочных московских переулках, о его любимых соседях и его литературных героях.

Лекция доктора филологических наук, профессора Александра Ужанкова «Прелестный роман «Мастер и Маргарита» посвящена толкованию скрытых смыслов «закатного романа» М. А. Булгакова и поиску ответов на различные вопросы. Зачем Воланд появился в Москве? Кто автор «Романа о Понтии Пилате»? Что собой представляют московские сцены? И в чем заключается основная прелесть романа?

Лекция вышла в эфир в октябре 2011 года.

наши контакты

Выставку подготовила: Фасхутдинова А.А., библиотекарь сектора по работе с молодежью