АВИАТОРЫ

Быковский Валерий Федорович –летчик – космонавт СССР № 5, дважды Герой Советского Союза. Быковский единственный, кто совершил 3 космических полета.
Общая продолжительность трех полетов в космос, совершенных Валерием Быковским, составила 20 суток 17 часов 48 минут 21 секунда. Кроме того, он был единственным космонавтом, совершившим три экспедиции на кораблях «Восток» и «Восход». Валерий Федорович Быковский много раз пролетал над Якутией, видел с заоблачной выси голубую ленту нашей красавицы Лены. Летом 1965 г. летчик-космонавт подробно познакомился с нашей республикой, ее тружениками. Вместе со своей супругой Валентиной Михайловной был почетным гостем II республиканского фестиваля молодежи ЯАССР. Весьма обширной и напряженной была программа пребывания героя космоса в Якутии. Он присутствовал на празднике юности северного края, встречался с авиаторами и полиграфистами, учеными и строителями, пионерами и старейшими коммунистами. Прославленный пилот космического корабля «Восток -5» был участником национального праздника Ысыах в колхозе имени Ленина Мегино-Кангаласского района. Его именем названа улица в Гагаринском округе г. Якутска.

Байдуков Георгий Филиппович — советский летчик-испытатель, генерал-полковник авиации Герой Советского Союза. 20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч. 20 мин). За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Советский летчик-испытатель Георгий Байдуков стал известен благодаря легендарному беспересадочному перелету «Москва-Ванкувер», который он совершил в 1937 году 18-20 июня на самолете АНТ- 25 вместе с Валерием Чкаловым и Александром Беляковым. Протяженность воздушной трассы, проходившей через Северный полюс, составляла 9 тысяч километров. . Мало кому известно, что именно благодаря Георгию Байдукову на бортах российских самолетов появились стюардессы.

Раскова Марина — первая летчица-штурман в СССР. Майор Военно-воздушных сил Красной армии. — одна из сотен тысяч героических женщин, чьи биографии покорежила Великая Отечественная война.
Марина Раскова — известный штурман, более 6 тыс. км пролетевший через тайгу. Ее самолет совершил уникальную посадку на болота. Марина Раскова — это и легендарный майор, работавший в особом отделе НКВД. Она сформировала авиагруппу, состоявшую из 3-х женских авиаполков: истребительного (586-го), бомбардировочного (587-го) и ночного бомбардировочного (588-го). Отважных девушек из 588-го полка больше всего боялся противник. Он наделил их прозвищем «ночные ведьмы». За свою безграничную смелость и мужество Ночная Ведьма удостоилась звания Героя Советского Союза. Увидеть День Победы, однако, Марине Расковой не довелось. Так внезапно оборвалась ее жизнь…

Водопьянов Михаил Васильевич — летчик полярной авиации, Герой Советского Союза. Российский летчик. Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации. Участник спасения экипажа парохода «Челюскин». Участник арктических и высокоширотных экспедиций. Член Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза. Член Союза писателей России. В жизни легендарного лётчика было две любви. Одна – это небо. Герой Советского Союза Михаил Водопьянов совершил за свою жизнь немало подвигов: первая в истории посадка на Северном полюсе, спасение «челюскинцев», ночные бомбёжки Берлина и много-многое другое. Вторая любовь генерал-майора авиации носила простое русское имя Мария. Это она ждала его из всех полётов и воспитывала семерых детей.

Кузьмин Валерий Ильич — командир Якутского объединённого авиационного отряда Якутского управления гражданской авиации, Герой Социалистического Труда, первый лётчик из народа якутов.  С именем В. И. Кузьмина неразрывно связана разведка месторождений алмазов, обслуживание дрейфующих полярных станций, полеты по вновь открываемым трассам Якутии. Он непосредственно участвовал в освоении самолетов Ил-14, Ан- 12, Ан-24, Ан-26 в суровых условиях Севера. За свою 35-летнюю работу пилотом Валерий Ильич освоил 13 типов летательных аппаратов. В 1967 г. В. И. Кузьмин удостоен звания «Заслуженный пилот СССР», в числе 20 передовых авиаторов в 1973 г. удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трех созывов. Имя В. И Кузьмина носит школа в г. Якутске, одна из улиц в Гагаринском округе, океанский теплоход, в 1993 г. Управлением воздушного транспорта республики Саха (Якутия) учреждена премия профсоюза авиаработников.

Калашников Александр Дмитриевич  родился в 1949 г. Свою трудовую деятельность начал в 1965 г. в аэропорту Чульман авиамотористом, с 1968 г.- авиамехаником. После службы в Советской Армии продолжал работать в Чульмане, затем — в аэропорту Нерюнгри авиатехником, инженером, начальником смены. Заочно окончил Иркутское авиатехническое училище ГА (1976) и Киевский институт инженеров ГА (1983). В настоящее время – начальник ОТК АТБ ГУП «Аэропорт Нерюнгри». В числе первых специалистов авиапредприятия осваивал техобслуживание самолетов Ан -12, Ту — 154 и Ил — 76. Калашников награжден медалью «Ветеран труда», знаками «Отличник аэрофлота» и «Первостроитель города Нерюнгри». Присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии».

Комаров Владимир Михайлович  — российский лётчик-космонавт № 7. Дважды Герой Советского Союза, второй раз звание присвоено посмертно. Командир первого в мире экипажа советского космического корабля, причём сразу из трёх человек. Летал на первых кораблях нового типа: «Восход-1» и «Союз-1». Первый человек, побывавший в космосе дважды. Первый человек, погибший во время полёта в космос. Человек, внесший колоссальный вклад в развитие отечественной науки. Свой первый космический полёт Владимир Комаров совершил 12 октября — 13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход» вместе с космонавтами Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полёта составила одни сутки 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар. Основной задачей полёта было обеспечение приоритета СССР в полётах в космос экипажа из нескольких космонавтов. За успешное выполнение полёта Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручён орден Ленина и Медаль «Золотая Звезда». 

Покрышкин Александр Иванович  — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации. Покрышкин — создатель новой тактики советской истребительной авиации, а также системы ввода в строй молодых летчиков. В годы Великой Отечественной войны Покрышкин стал автором знаменитой формулы воздушного боя: «высота — скорость — маневр — огонь».
Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца — искусного, яростного и благородного. Его подвиги и военный талант признали 39 государств мира. В 1944 году президент США Рузвельт официально объявил Покрышкина «лучшим лётчиком-истребителем всех союзных армий».