Традиционный костюм якутов в известном на сегодня виде сложился на основе образцов, датированных концом XVII – началом ХХ вв. Сосредоточив многовековые национальные традиции шитья, металлообработки и выделки шкур, он у якутов содержит ключевые коды культуры, отражая мировоззрение, эстетику и характер народа, то есть все, во что он верил, что считает красивым, что заявляет о себе в первую очередь. Костюм во многом определяет стиль и манеру поведения владельца.
С возрождением национального праздника ыһыах в 1990-х годах возникла необходимость в традиционной национальной одежде якутов, потому почти все народные мастерицы увлеклись реконструкцией шитья комплектов традиционной одежды XVIII – XIX веков. Одновременно функции современного народного костюма якутов приобретают модифицированный, исключительно праздничный характер. Народный костюм, возрожденный в 1990-х годах, сегодня существует в трех направлениях: 1. Традиционная одежда саха, предназначенная для обрядовых и праздничных случаев. 2. Второе направление связано с моделированием современной национальной одежды с использованием новых технологий. 3. Формируется в профессиональной сценической среде. Оно возникает не на бытовой основе, а путем развития локальных традиций.
Своей яркой самобытностью поражают модели известного дизайнера-модельера Августины Филипповой. Она как модельер проводит интересную творческую работу по стилизации и трансформации традиционных образцов, сохраняя в то же время характерные черты якутского национального костюма. Таковы модели «Айыы Куо», «Чолбон, «Удаганка», «Чысхаан» и другие. Модели и образцы художника-модельера, якутского кутюрье, как традиционные, так и эксклюзивные, авангардные с национальным колоритом в стиле Art-Fashion, удивляют своей декоративной насыщенностью, изяществом и мастерством исполнения, вызывают искреннее восхижение.
© МБУ «Централизованная Библиотечная Система» ГО «город Якутск», 2021