«Ысыах Туймаады» в местности Үс Хатыҥ в этом году пройдет 29-30 июня в 27-й раз и будет посвящен Году семьи в Российской Федерации, Году детства в Республике Саха (Якутия) и VIII Международным спортивным играм «Дети Азии».
Национальный якутский праздник Ысыах (ыhыах) – это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и изобилия.
Когда-то он праздновался в день летнего солнцестояния – 21 июня, однако после начала Великой Отечественной войны, саха решили по нравственным соображениям отойти от соблюдения традиции и стали проводить в период между 10 — 25 июня.
С помощью кнопки «Заказать книгу» можно сделать предзаказ документа в библиотеке. Уведомление о готовности заказа придет на указанный вами адрес электронной почты.
С помощью кнопки «Читать в ЛитРес» можно прочитать книгу бесплатно в электронной библиотеке ЛитРес, для этого нужно зарегистрироваться в ЛитРес через библиотеки города Якутска. Правила пользования ЛитРес здесь.
«Ысыах в благословенной долине Туймаада»
Авторы рассказывают об идеологии, ритуалах, обрядовых действах, сакральном ландшафте и основных компонентах современного Ысыаха Туймаады.
Яковлев В. Ф. «Ысыах. Туймаада — Эллэй — Үс Хатын»
Основной темой книги является деревянное зодчество народа саха, в частности, культовые сооружения обряда «Ысыах».
Романова Е. Н. «Ыһыах — дьол, уйгу түһүлгэтэ»
Благословение небесных божеств Айыы, очищение, укрепление духа и вера в светлое будущее — важнейшие составляющие Ысыаха.
По старинным календарным представлениям якутов, год делился на две половины: зимнюю, которая начиналась с начала октября, когда падал снег и скот кормили сеном, и летнюю, примерно с мая, когда снег сходил с полей и скот выпускали на пастбища. Наступала пора сравнительного обилия молочной и рыбной пищи и более свободного времени до сенокоса. В это время устраивались народные праздники – ысыахи.
На старинных ысыахах жрец — белый шаман возносил перед огнем благодарность, хвалу или молитву небожителям, живущим на небе, и духам-хозяевам природы, затем начиналось общее пиршество, веселье, устраивались спортивные игры: бег, прыжки, борьба, стрельба в цель, конные скачки, а также круговые танцы — осуохай.
Илларионов В. В. «Олоҥхо — ыһыах — оһуокай»
В книгу вошли статьи про ысыах, олонхо и осуохай. Автор обращает особое внимание на проблемы национальной культуры.
Уткин К. Д. «Туһулгэ алгыстара»
В книге даны сценарии проведения национального праздника – ысыах.
«Олоҥхо. Ыһыах»
Автор книги рассказывает о том, какие заслуги имеют наши соотечественники в распространении и пропаганде олонхо, кумысного праздника ысыах.
Когда появился Ысыах, сказать невозможно. Если верить якутским легендам, прародитель якутского народа Эллэй Боотур ввёл традицию празднования Ысыаха. Он собирал свой народ в начале лета, предлагая людям повеселиться, выпить молока и кумыса, устроить соревнования.
Особенное место в празднике уделялось чествованию солнца, что дарит урожай, даёт жизнь всему живому на земле. Кроме того, это торжество означает пору восстановления сил после суровой северной зимы и время возрождения природы.
Понохова З. Д. «Ыһыах танаһа» (Иис-уус алыба)
В книгу вошли модели мужской, женской, детской якутской национальной одежды. Практическое руководство с выкройками для тех, кто любит шить.
Федоров А. С. «Өбүгэ сиэрэ-туома»
В книгу вошли обычаи и обряды якутов с учетом современных условий, сгруппированные по назначению. В третья часть вошли сценарии, в качестве приложения есть диск.
«Чороон. История и современность»
Чороон, один из ключевых символов традиционной культуры, любимый и обязательный предмет в жизни народа саха, тесно связан с представлениями о мироздании.
В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь — сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.
Что нужно и что нельзя делать на Ысыахе:
Женщина обязательно должна надеть новую одежду.
Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, новое украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже.
Посетить в начале праздника алгыс (благословение)
В начале ысыаха надо очиститься, поэтому читают алгыс и угощают бога огня. Преподносят огню оладьи, конский волос и кумыс. Алгысчит разжигает огонь, просит мира, добра и благополучия. Вся церемония состоит из нескольких частей: алгыса, очищения, благословения и кумысопития.
Вступить в хоровод
Пройти с танцующими хотя бы один круг. Считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год.
Встреча солнца.
Кюн Керсютэ — обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Считается, что обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов.
Запрещено пьянствовать, сердиться и ссориться.
Нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, так как Айыы (светлые божества) огорчаются. А также нельзя отказываться от веселья и угощения — каждый гость должен попробовать мясо и кумыс.