Уважаемый читатель!
На выставке представлены книги, которые вы можете найти в фондах библиотек Якутской централизованной библиотечной системы.
Книги вы можете заказать удобным вам способом:
— Через кнопку «ЗАКАЗАТЬ» в ближайшей к вам библиотеке (выбрать из списка);
— Написать на нашу электронную почту knigochei@cbsykt.ru;
— Позвонить по телефону: +7 (4112) 40-42-20.
Приятного просмотра!

Ысыах — праздник Жизни

Юбилейный 25-й ысыах в местности «Ус Хатын» в этом году пройдет 25-26 июня и будет посвящен празднованию 100-летия Якутской АССР и 390-летию со дня основания города Якутска, Году культурного наследия народов России и Году матери в Республике Саха (Якутия).

Национальный якутский праздник Ысыах (ыhыах) – это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и изобилия.
 Когда-то он праздновался в день летнего солнцестояния – 22 июня, однако после начала Великой Отечественной войны, саха решили по нравственным соображениям отойти от соблюдения традиции и стали проводить в период между 10 — 25 июня.
Слайд2
«Ысыах в благословенной долине Туймаада»
Коллективный труд посвящен 20-летию проведения национального праздника Ысыах в долине Туймаада. Ученые и организаторы книги размышляют о судьбе традиционного праздника в современных условиях. В ней рассказывается об идеологии, ритуалах, обрядовых действах, сакральном ландшафте и основных компонентах современного Ысыаха Туймаады.
Яковлев В. Ф. «Ысыах. Туймаада — Эллэй — Үс Хатын»
Издание является продолжением сборника «Ысыах: Туймаада — Эллэй — Үс Хатыҥ» о национальном празднике «Ысыах», где углубляется понятие об ысыахе как о символическом устройстве вселенной. Основной темой книги является деревянное зодчество народа саха, в частности, культовые сооружения обряда «Ысыах».
Романова Е. Н. «Ыһыах — дьол, уйгу түһүлгэтэ»
Ысыах — праздник жизни, связывающий народ саха с традиционной культурой своих предков. Благословение небесных божеств Айыы, очищение, укрепление духа и вера в светлое будущее — важнейшие его составляющие. Издание поможет сохранить многовековые традиции, передаваемые народом саха от поколения к поколению.
 По старинным календарным представлениям якутов, год делился на две половины: зимнюю, которая начиналась с начала октября, когда падал снег и скот кормили сеном, и летнюю, примерно с мая, когда снег сходил с полей и скот выпускали на пастбища. Наступала пора сравнительного обилия молочной и рыбной пищи и более свободного времени до сенокоса. В это время устраивались народные праздники – ысыахи. 
На старинных ысыахах жрец — белый шаман возносил перед огнем благодарность, хвалу или молитву небожителям, живущим на небе, и духам-хозяевам природы, затем начиналось общее пиршество, веселье, устраивались спортивные игры: бег, прыжки, борьба, стрельба в цель, конные скачки, а также круговые танцы — осуохай. 
Илларионов В. В. «Олоҥхо — ыһыах — оһуокай»
В. В. Илларионов — доктор филологических наук, профессор, заведующий Кафедры фольклора и культуры. Для него ысыах, олонхо, осуохай являются одним целым. В книгу вошли его выступления, статьи, интервью. Автор обращает особое внимание на проблемы национальной культуры.
Уткин К. Д. «ТуЬулгэ алгыстара»
В книге даны сценарии проведения национального праздника – ысыах.
«Олоҥхо. Ыһыах»
Автор книги рассказывает молодежи о том, какие заслуги имеют наши соотечественники в распространении и пропаганде олонхо, кумысного праздника ысыах. Он призывает молодых людей вырасти такими же замечательными людьми, как упомянутые на страницах этой книги их земляки.
Когда появился Ысыах, сказать невозможно. Если верить якутским легендам, прародитель якутского народа Эллэй Боотур ввёл традицию празднования Ысыаха. Он собирал свой народ в начале лета, предлагая людям повеселиться, выпить молока и кумыса, устроить соревнования.
Особенное место в празднике уделялось чествованию солнца, что дарит урожай, даёт жизнь всему живому на земле. Кроме того, это торжество означает пору восстановления сил после суровой северной зимы и время возрождения природы.
Как гласят предания, во время десятидневного празднования Ысыаха Эллэй каждый день повторял: «Пускай таким же будет удел наших детей!». Так он желал всему народу саха вечного процветания, здоровья и веселья.
Слайд2
Понохова З. Д. «Ыһыах танаһа» (Иис-уус алыба)
В книгу вошли модели мужской, женской, детской якутской национальной одежды народного мастера З. Поноховой из коллекции театра моды «Сардаана» Намского педагогического колледжа. Практическое руководство с выкройками для тех, кто любит шить.
Федоров А. С. «Өбүгэ сиэрэ-туома»
В книгу вошли обычаи и обряды якутов с учетом современных условий, сгруппированные по назначению. В третья часть вошли сценарии, в качестве приложения есть диск.
«Чороон. История и современность»
Чороон, один из ключевых символов традиционной культуры, любимый и обязательный предмет в жизни народа саха, тесно связан с представлениями о мироздании. Изготовление чороона имеет древние истоки и традиции, которые были сохранены и развиваются в современном мире.
В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь — сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом. 
Что нужно и что нельзя делать на Ысыахе:
 Женщина обязательно должна надеть новую одежду.
Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, новое украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. 
Посетить в начале праздника алгыс (благословение)
В начале ысыаха надо очиститься, поэтому читают алгыс и угощают бога огня. Преподносят огню оладьи, конский волос и кумыс. Алгысчит разжигает огонь, просит мира, добра и благополучия.  Вся церемония состоит из нескольких частей: алгыса, очищения, благословения и кумысопития. 
Вступить в хоровод
Пройти с танцующими хотя бы один круг. Считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. 
Встреча солнца.
Кюн Керсютэ — обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Считается, что обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов.
Запрещено пьянствовать, сердиться и ссориться.
Нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, так как Айыы (светлые божества) огорчаются. А также нельзя отказываться от веселья и угощения — каждый гость должен попробовать мясо и кумыс.
 
 

Как записаться в библиотеку?

Стать читателем одной из наших библиотек-филиалов города Якутска может любой желающий.  Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность. При записи пользователь знакомится с Правилами пользования библиотекой-филиалом Централизованной библиотечной системой г.Якутска, заполняет регистрационную карточку. 
Подробнее с Правилами вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.
Ждем вас по адресу: с. Табага. ул. Лесная, 12