Ысыах во все времена был и остается для якутян самым важным, почитаемым и любимым национальным праздником, временем сплочения народов, единения с природой, духовного роста каждого пришедшего на это торжество.
Ысыах (по якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле.
Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведут себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом праздника Ысыах.
Автор — кандидат исторических наук Семен Николаевич Горохов, рассказывает об уникальных экспонатах Британского музея, посвященных нашему традиционному празднику — ысыаху. Книга адресована этнографам и интересующимся национальной культурой.
Вацлав Леопольдович Серошевский провел в Якутии 12 лет в качестве политического ссыльного. Живя бок о бок с якутами, разговаривая с ними на их языке, занимаясь ремеслом и земледелием, В. Л. Серошевский сумел собрать огромный фактический материал, который лег в основу его книги.
Книга представляет собой сборник исторических преданий якутов собранных в 1921-1926 гг. якутским ученым Гавриилом Васильевичем Ксенофонтовым. Включены предания и рассказы о легендарных прародителях якутов, о происхождении отдельных родов и улусов.
Ысыах — праздник жизни, связывающий народ саха с традиционной культурой своих предков. Благословение небесных божеств Айыы, очищение, укрепление духа и вера в светлое будущее — важнейшие его составляющие. Издание поможет сохранить многовековые традиции, передаваемые народом саха от поколения к поколению.
Коллективный труд посвящен 20-летию проведения национального праздника Ысыах в долине Туймаада. Ученые и организаторы книги размышляют о судьбе традиционного праздника в современных условиях. В ней рассказывается об идеологии, ритуалах, обрядовых действах, сакральном ландшафте и основных компонентах современного Ысыаха Туймаады.
Ысыах — концентрированное проявление культуры якутского этноса. В нем отражаются не только нравственно-этические нормы народа, но и его песенно-танцевальная, изобразительно-прикладная, физическая культура, его традиции и обычаи.
Алгыс – обряд благословения
Шаман, который своим предназначением и статусом представлял духов небесных божеств Айыы и потому названный Белым шаманом, открывал празднество ысыах и тщательно подбирая могущественные речи, начинал свое благословения с песни-тойука. Его речь , песнь-тойук строились слаженно, необычно, что все присутствующие слушали с замиранием сердца, потому как только в такой великий день, как праздник ысыах, можно было получить священное благословение на удачу и благополучие.
В книге даны сценарии проведения национального праздника – ысыах.
В книгу вошли обычаи и обряды якутов с учетом современных условий, сгруппированные по назначению.
Ысыах во все времена был и остается для якутян самым важным, почитаемым и любимым национальным праздником, временем сплочения народов, единения с природой, духовного роста каждого пришедшего на это торжество.
Осуохай — символ солнца
Основной игрой или состязанием на интеллект, красноречие, ритм, гибкость тела и выносливость является танец осуохай. В осуохае в виде хоровода, именно в тесном кругу, танцуют только летом, во время всеобщего празднества. До этого времени петь осуохай в старину запрещалось.
Сегодня осуохай не является ритуальным и не имеет отношения к какой-либо религии, потому можно показывать и танцевать независимо от времени года.
В книге собраны поэтические импровизации более 30 запевал общества «Осуохай». В них воспеваются красота якутской природы, прелесть осуохайа, жизнь как она есть.
В книге Николая Егоровича Петрова на основе наблюдений, многолетнего опыта работы по осуохаю рассказывается о лечебных свойствах якутского древнего хороводного танца как особого вида аэробики, как гимнастики органов дыхания, речи и всего организма человека, а также внутренних секретах самолечения осуохаем на биоэнергетическом уровне и некоторых вопросах организации усиления целебного воздействия осуохая.
Учебное пособие для детей школьного возраста по традиционному песнопению осуохай.
Ритуал кумысопития
Небесные божества Айыы дарят на ысыахе новую душу (кут), воплощенную в ритуальной еде. Вот почему на ысыахе центральную роль отводят ритуалу кумысопития.
Готовили его из молока кобылиц. В олоҥхо говорится, что кумысная закваска заготовлялась с соблюдением магического обряда из молока семи впервые ожеребившихся молодых кобылиц и молока девяти яловых кобыл. В результате своего многовекового практического опыта для получения питательного, крепкого и лучшего по своим качествам кумыса народ саха особое внимание уделял качеству и составу закваски молочно-кислых бактерий — возбудителей кумысного брожения. Закваску считали даром небесных создателей — душой кумыса.
В этой книге собраны советы и технологии по изготовлению якутского кумыса.
Книга была написана выдающимся исследователем культуры народов Севера Сибири Владимиром Иохельсоном и опубликована в 1906 году в Нью-Йорке. Иохельсон первым из исследователей якутской культуры XIX в. подробно описал главный ритуал праздника ысыах. Издание является ценным материалом для проведения традиционного обряда кумысопития, сохранившегося в конце XIX века.
Брошюра посвящена распространенным с древнейших времен кисломолочным продуктам (напиткам) якутов: кумысу, бырпаху и др. Автор собрал и поместил в данной брошюре ранее опубликованные материалы (выдержки из книг, статьи) о кумысе и других кисломолочных продуктах, широко использовавшихся у якутов как основной вид напитков и пищи.
Все книги предоставлены из фонда Централизованной библиотечной системы и сервиса Библиопоиск «Илим».
Самостоятельная регистрация на сайте Национальной библиотеки РС(Я): https://e.nlrs.ru/register.
Консультации по услугам библиотеки можно получить по номеру 8 (4112) 21-75-77
© МБУ «Централизованная Библиотечная Система» ГО «город Якутск», 2022